Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Тюдоровские законы о нарядах
sigrig
mirrinminttu
Я давно хотела написать о нарядах в тюдоровский период, уж больно тема благодатная. А начну я с того, что придумали еще не Тюдоры, но что Тюдоры пытались (безуспешно) проводить в жизнь – с Законов о Сословиях.

Смысл их был в том, чтобы люди жили по средствам: ели, одевались, украшали себя согласно доходам. Контроль пытались установить над продуктами, напитками, мебелью, тканями, поведением, количеством прислуги...

На самом же дели, свое первоначальное значение эти законы потеряли еще в правление Эдуарда III. При нем появились торговцы и горожане, вполне способные затмить внешним видом и хозяйством любого пэра. Ну, почти любого. А пэрам было бы желательно, чтобы по одежде всякий мог видеть, кто есть кто. Насколько эти законы выполнялись? Если судить по тому, с какой частотой они проводились через парламент, не выполнялись: 1336, 1337, 1363, 1463, 1483. А ведь парламенту и без того было, что обсуждать: были в эти периоды и войны, и чумные годы.

Наказания за нарушения были суровы: от потери всего состояния до смертной казни (за намеренное введение в заблуждение), в лучшем случае – чувствительный штраф за тщеславие. Но когда это законам удавалось исправить человеческую натуру? Пуританам впоследствии удалось людей сначала элементарно запугать, и потом заставить их поверить, что они сами хотят одеваться в темное и скромное, чтобы спасти свою душу, но пока, к счастью, мы еще во временах Тюдоров.

Первым из Тюдоров закон на эту тему выпустил Генри VIII еще в 1510 году, под названием: «Закон против дорогих тканей». В 1514 и 1515 годах к этому закону были пристегнуты законы о социальных сословиях. Мэри провела этот закон еще через свой первый парламент в 1553 году, и на следующий год. Любительница красиво одеваться, Элизабет в 1574 году расширила и законы о тканях, и законы о сословиях, объявив поход против излишеств, ненужностей, роскоши, импортных редкостей, и вводящего в заблуждение стиля жизни.

Нельзя сказать, что смысла в этих законах не было. Стремление буржуа приобретать заморские диковинки порождало контрабанду. Стремясь произвести впечатление, люди запутывались в долгах. Так что смысл, конечно, был, но люди все эти строгие законы все равно не выполняли.

Начну и я с тканей. Приблизительно всё общество времен Тюдоров делилось на королевскую семью, аристократию, высший класс и «бедных», в который входили все, зарабатывающие себе на жизнь работой.

Так вот, «бедным» (и мужчинам, и женщинам) в качестве материалов для одежды разрешалось использовать только лен, шерсть и овечью кожу. Цвета этой одежды тоже не могли быть абы какими, только коричневый, бежевый, желтый, оранжевый, красновато-коричневый, желтовато-коричневый, зеленый, серый и голубой (но не индиго, а бледно-голубой). В качестве отделки разрешались пуговицы и окантовка плащей, накидок, шляп и шапок.

Но и среди лиц высшего класса и аристократии были свои градации. Настолько сложные, что лучше я их сведу в таблицу:

Статус

Разрешенный материал

Разрешенный цвет

Разрешено в предметах одежды

Король, королева-мать, королевские дети, соратники и дяди

Шелк

Багряный (королевский пурпур)

Любая

Герцоги, маркизы, графы

Шелк

Багряный (королевский пурпур)

Камзол, куртка/жилет, подкладка плащей, штанов и мантий

Кавалеры Ордена Подвязки

Шелк

Багряный (королевский пурпур)

Только мантии

Все, выше виконтов, баронов и прочих того же ранга

Блестящий сатин, шелк и ткани, вышитые или спряденные с золотом

Золотой

Камзол, куртка/жилет, подкладка плащей, штанов и мантий

Высшие классы

Импортная шерсть


Только шляпы

Герцоги, маркизы, графы, их дети, виконты, бароны, кавалеры Ордена Подвязки и члены тайного совета

Вельвет

Малиновый и алый

Без ограничений

Герцоги, маркизы, графы

Мех соболя


Без ограничений

Высшие классы

Меха

Черный

Без ограничений

Высшие классы

Отделка или ткань, включающая серебро, золото и жемчуг


Только в отделке

Сыновья баронов, рыцари и джентельмны, служащие посольств и дворов иностранных принцев

Украшения из золота, серебра, жемчуга, шелковые чулки, эмалевые цепи, пуговицы, аксельбанты


Шапки, шляпы, ленты, подвязки,

отвороты

Они же

Мех

Серый

Мантии, плащи, верхняя одежда

Они же

Сатин, дамаск, шелк, камлот, тафта


Верхняя одежда

Рыцари, наследники, сыновья, и выше

Ножны для мечей, кинжалов и пр.



Они же

Позолота


Шпоры, мечи, рапиры, кинжалы и пр.

Они же

Вельвет


Шапки, береты, туфли, пояса

Они же

Сатин, дамаск, тафта, камлет


Камзолы

Они же

Саржа, камлет, тафта

Васильковый

Мантии, плащи, куртки, жакеты

Высшие чиновники государства

Вельвет, сатин, шелк

Любые, кроме королевского пурпура


Они же

Меха

Любые черные, кроме генетты


Бюрократы, врачи, буржуа

Что угодно, кроме вельвета, дамаска, шелка, сатина.

Обычно выбирали трикотаж и тафту

Кроме алого, пурпурного, василькового и лилового




Те же цвета/материалы предписывались и женщинам каждой социальной группы. Как видите, модникам и модницам развернуться особо не было возможности, поэтому они придумали обходной маневр. Не при Тюдорах, еще раньше, просто при Тюдорах этот обход запретов стал модой сам по себе: разрезы. Разрезы в верхней одежде, через которые можно было красиво вытащить ткань нижней одежды, которую никто не догадался как-то систематизировать под запреты – или не захотел.

А вот здесь сайт, где можно при желании заказать абсолютно точные копии парадно-портретных одеяний тюдоровских королев, с выбором материалов:
http://www.verymerryseamstress.com/tud.htm

К отдельному перечню того, как именно одевались мужчины и женщины при Тюдорах, я вернусь позже
Метки:

  • 1
а по какой книжке\кам ты это писала??

Вот этого хоть убей не помню. Откуда-то с официального англоязычного сайта, посвященного Тюдорам - это точно. Хотя еще про одежду есть у Liza Picard, Elizabeth's London

Вельвет или бархат?
Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить Вас: третью неделю с удовольствием копаюсь в Вашем ЖЖ. Пришла по поиску материалов о Ричарде III, а вспомнила детскую любовь к нескучным историям дружной семьи Генриха VIII)))

Почему-то бархат, который пишется как вельвет))

Я их обоих очень люблю, и Ричарда, и Большого Гарри. И Джона тоже. Та там все хороши были, собственно, каждый по своему.

Я где-то здесь видела Ваш комментарий, что собираетесь читать книгу о матушке Генриха VII, а постов о самой Маргарет не нашла. Речь не о "Margaret Beaufort: Mother of the Tudor Dynasty" Norton? Я просто смотрю на нее и думаю, стоит ли читать.
И, может, Вам что-то понравилось из литературы по английским королевам периода войны Роз? Умею пользоваться Гуглом и Амазоном, просто возможности почитать источники у меня точно нет, а насчет выбора литературы, конечно, хотелось бы совет хорошо разбирающегося человека. Я просто хорошо знаю, что творится в книгах по последним Романовым (и какой процент из приличного с виду оказывается приличным внутри), поэтому страшно соваться в английскую историю решительным прыжком вниз головой с причала))))
UPD. Ой, я-таки вышла на список книг, простите )
Перефразирую вопрос: я правильно понимаю, что все те книги, что ниже (они из постов- списков), стОящие, да? (А Weir надо перепроверять совсем жестко?)
Может, что-то из них Вам больше остального понравилось? Просто у меня первые четыре лежат, смотрю и не знаю, с чего начать (событийную канву представляю, конечно, поэтому хочется банально с самой интересной).
- David Baldwin, "Elizabeth Woodville"
- Elizabeth Norton, "Margaret Beaufort"
- Amy Licence, "Anne Neville: Richard III's Tragic Queen"
- Sarah Gristwood, "Blood Sisters: The Women Behind the Wars of the Roses"
- David Baldwin, "The Kingmaker's Sisters: Six Powerful Women in the Wars of the Roses"

Edited at 2016-01-18 13:39 (UTC)

Я имела в виду книгу "Life of Margaret Beaufort, Countess of Richmond and Derby", Caroline Amalia Halsted. Руки у меня не доходят написать о Скряге и Скрягиной мамаше. Всё-таки, время на писанину у меня сильно ограничено.

О перечисленных книгах.

Балдуин - человек в общении умный. Но книги пишет коммерческие, компилирует с бора по сосёнке, и подгоняет под тему. Про сестёр Кингмейкера - вообще позорище, там 80% книги - просто общее описание жизни в период.

Эми Лайсенс пишет чертовски неряшливо, свободно может перепутать титулы и имена за титулами, даты. Грешит безнадёжной принадлежностью к своему поколению, она категорически не в состоянии понять, что в эпоху, про которую она пишет, реалии и понятия были в принципе другие. Но несёт её интересно. Что касается именно книги про Анну Уорвик, то она ожидаемо набита предположениями и мнениями самой Эми. Потому что фактов про эту даму известно ну совсем немного.

Гриствуд... Ну, она - не ислледователь, она популяризатор. Умеет работать с информацией. Хорошо её группирует. Сгодится для создания общей картины. Но глубину здесь искать бессмысленно.

Нортон... Да вообще в памяти не осталось. Наверное, никак.

Вэйр сама на мои и прочие претензии заявила, что "автор имеет право", и что она пишет не фикшн, и не факты, а "факшн", смесь фактов и фантазии. И что писать свои книги она стала потому, что её задрало представлять обуснуи на любую высказанную идею, как это принято в научной среде. Учитывая, что она пишет о темах, находящихся во мраке научной неизвестности (о той же Элизабет, супруге Скряги), то о предмете можно получить странные представления, потому что там будет чистый вымысел.

Всю вышеперечисленную литературу можно читать только в виде развлечения, не больше. Фактов из этой компании придерживается только Балдуин.

В принципе, можете порыться у меня на дайри, http://mirrinminttu.diary.ru/?tag=479811, тег "Чтиво". Уже не помню, что я туда за 8 лет накидала, но что-то может пригодиться.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account