mirrinminttu (mirrinminttu) wrote,
mirrinminttu
mirrinminttu

Categories:

Виндзор Кастл



Виндзор Кастл всегда был королевским замком, с той поры, как его построили при Завоевателе. Но вместо официальной истории расскажу-ка я о собственных впечатлениях. Потому что замок именно что впечатляет. Он действительно огромен и мощен, и даже те бесконечные толпы туристов, которые его наводняют каждый день, не создают впечатления толчеи. Всё отлично организовано, очередь за билетами продвигается очень быстро.



Огромная ложка дёгтя в этой бочке мёда – запрет на съёмку на любые носители внутри помещений. По приказу королевы, которая считает, что уже достаточно натерпелась от доморощенных папарацци. А поскольку Виндзор Кастл – действующая королевская резиденция, её величество имеет право распоряжаться, что льзя и нельзя у неё дома. Залы буквально наводнены наблюдателями за порядком. Как ни странно, все они – добровольцы. Каждый доброволец имеет заранее согласованный график дежурств. И вот они-то выглядят замотанными, потому что именно им приходится рычать на фотографов. Вообще, подобное драконовское отношение к туристам я видела только в Даремском кафедрале, но там хотя бы наблюдатели тебе в затылок не дышали.



Контрабандно щелкнутый рыцарь...


... и странички записей королевы Элизабет Первой

Запрет был тем более досаден, что именно в Виндзоре висят оригиналы известных портретов Ричарда III, Эдварда IV, Генри V, Генри VIII, Эдварда VI, Элизабет I, и прочее, и прочее. Там вообще масса картин. В чём разница оригинала и картинок из сети? В том, что оригиналы преподносят сюрпризы, незаметные на картинках. Например, портрет Генри V.



На нем не видно ничего важного, собственно. А в реале, хотя эта серия портретов висит в максимально паршивом месте – в самом верхнем ряду на стене комнаты немалой высоты, причём скверно освещённой, кольца на пальцах короля выглядят объёмными. 3-D буквально, и просто-таки светятся. Ни одна картинка, даже в осень-очень крупном разрешении, на которой можно рассмотреть мельчайшую деталь колец, не воспроизводит эффект этой объёмности. То же самое с тканями на сотнях портретов. Они совершенно реальны, виден каждый излом на складочках, отражение света от парчи, ворсистость бархата. Жаль, что это было невозможно заснять. Хотя бы попытаться.

Вторая неожиданность – размер покоев. Знаете, они небольшие. Даже тот самый приёмный покой королевы, где фрейлины и кавалеры танцевали, весьма человеческого размера. По сути, там абсолютно невозможно «затеряться в толпе». Всё настолько близко, что был наверняка виден каждый взгляд, и слышен каждый вздох. И кресло королевы приподнято как раз настолько, чтобы она видела и слышала абсолютно всё. Наверняка все чувствовали присутствие окружающих людей весьма физически.

В официальном видео это можно заметить. Собственно, самое большое помещение – это галерея, остальные невелики.



Часовня Сент-Джордж перестала быть часовней уже при Эдварде III. Сначала-то король Генри III действительно построил при Виндзор Кастл часовню, посвятив её Эдуарду Исповеднику. В конце концов, Генри успел побыть в замке заключённым, и времени на углублённое осмысление бытия у него в тот период неожиданно образовалось. Но Эдвард III, со своим проектом Ордена Подвязки, часовню основательно перестроил, переименовал и расширил, потому что именно она стала основной церковью Ордена.



А потом Эдвард IV решил, что там-то и надо соорудить ему гробницу. А потом Ричард III переместил туда останки предшественника брата на троне. Генри VII, по какой-то причине, этой «часовней» не занимался, зато его сын тоже планировал там свою гробницу. Но войска Оливера Кромвеля уровняли, на свой лад, всех. Сначала они просто ограбили церковь в 1642 году, а в 1643 закончили начатое, ободрав свинец с крыши и сокрушив всё, до чего руки дотянулись. Потом, разумеется, восстановили, что было возможно, но блеск Средневековья был утерян навсегда.



Разумеется, фотографировать было запрещено. Типа, королева приказала и вообще церковь действующая. Разумеется, внутри был полумрак. И, разумеется, за помощью можно было обратиться только к тем самым добровольцам. Причём, мне повезло налететь на тётку, которая дежурит раз в месяц и плохо слышит, вдобавок. Ну, после первых не слишком любезных реплик в адрес друг друга мы, всё-таки, разговорились. Дело в том, что она стала отправлять меня к захоронениям всяких там принцесс, королей и королев последнего времени, начиная с 1800-х годов. А я имела неосторожность брякнуть, что они мне абсолютно не интересны. А там ведь захоронены родители нынешней королевы. Так что реплика моя была, разумеется, более чем грубой для англичанки возрастом чуть моложе её величества. Единственное моё оправдание в том, что я была дико раздражена к тому времени запретами на фотографирование и армией наблюдателей. Хотя, по идее, своё раздражение надо держать при себе при любых обстоятельствах.



Когда-то он мог выглядеть так (есть иллюстрация в Книге Мучеников Фокса)



Тем не менее, в конце концов, эта доброволица, потеребив толстенную папку с материалами, безнадёжно воскликнула, что «здесь же под каждой плитой кто-то лежит!» - и сказала правду. Так что если собираетесь там побывать, выясните, чьё захоронение собираетесь увидеть. Его потом найдут в папке, и, по номеру, укажут место в реале. В плюсе для меня осталось то, что наша беседа происходила на хорах Сент-Джорджа, то есть там, где обычно сидят рыцари Ордена Подвязки. Сама бы я не посмела усесться на чужое место))) Все фото здесь будут сетевые, кроме внешних видов, разумеется. И ещё я так поняла, что теребить добровольцев вопросами довольно немилосердно. Среди них встречаются иногда любители и знатоки предмета, но и они замордованы нескончаемым потоком людей, каждый из которых что-то спрашивает. А большинство просто наблюдают за порядком.



Итак, из захороненных в Виндзорском Сент-Джордже в этом дневнике фигурируют следующие:

Алтарь: Эдвард IV со своей Лиз Вудвилл и его предшественник, Генри VI. Если не знаешь, что ищешь, то можно проскочить мимо, не заметив. Такие невзрачные плиты в полу. По сравнению с этим, Ричард III действительно получит шикарную гробницу. Правда, что от неё останется через шесть сотен лет?..



Хоры: Генри VIII с Джейн Сеймур, которые, по сути, оказались в братской могиле.



А вот так монумент должен был выглядеть, если бы Большой Гарри не потерял вкус к жизни после казни Катрин Говард. Впрочем, кромвелевцы всё равно бы угробили, так что...



Королевский склеп, пространство у западной двери оккупировано покойными членами нынешней королевской семьи, с 1800-х годов. Разумеется, то же самое с часовнями Георга Шестого и Альберта.

Сестра Ричарда III, Анна Сент-Легер, захоронена в приватной часовне Рутлендов, вместе с самим Сент-Легером, но от них там остались только гербы на витражах, да табличка на стене. А вот гробница их дочери, тоже Анны, и её супруга лорда Руза, вполне себе сохранилась.




Там же захоронен и Чарльз Брэндон. Наверняка и он был захоронен великолепно, но сейчас от его гробницы осталась только табличка.



Полный абсурд запрета на съёмку особенно заметен в ютубе. В сети есть только конрабандные фрагменты, но и по ним видно, к какой красоте нас лишают визуального доступа.



А ещё я нашла дом "Подкова", который был построен в XV веке, и где сейчас живут служители часовни:



И познакомилась с единорогом:

Tags: англия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments