mirrinminttu (mirrinminttu) wrote,
mirrinminttu
mirrinminttu

Category:

Кое-что о Богородице и матери ее

Лет 10 назад мне попалась в местной прессе статья о деве Марии, в которой содержалось много любопытных утверждений, справедливость или надуманность которых никак не подтверждалась никакими ссылками. Газета, все-таки, а не сборник научных публикаций. Как минимум, некоторые факты в ней игнорируются полностью, некоторые утверждения звучат странно, как феминизм ради феминизма, но в главном автор права - в лютеранско-протестантской Финляндии ни Богородица, ни её родительница не являются объектом поклонения. Тем не менее, Анна прочно заняла свое место в календарях святых уже в конце XV века, как покровительница рожениц, одиноких женщин, женщин вообще, бабушек, а также работающих в копях и в торговле. В Финляндии знаменито её резное изображение в средневековой церкви св. Олафа, где она держит на одном колене свою дочь, Марию, а на другом - внука, Иисуса.



«Казалось бы, кто может быть святее девы Марии? Но в лютеранской версии христианства Марию окружает стена молчания, ее божественность не признается. Очевидно, приземленные, чуждые мистике протестанты не могут переварить миф о деревенской девушке, забеременевшей в подростковом возрасте девственным образом, родившей без мучений, и сохранившей при этом девственность. Для большинства современных женщин-лютеранок дева Мария вообще является воплощением патриархального символизма, унижающего женщину.

Католички видят деву Марию другой. Они видят ее воплощением жертвенности, матерью и сестрой, той, от кого можно ожидать человеческого понимания и милосердия, а не только справедливости. Кстати, и в том, что человеческое воплощение Бога на земле родила именно простая девчонка из глухой и бедной деревни, тоже есть свой смысл.



Возможно, образ девы Марии был для лютеранской теологии слишком опасным, слишком реалистичным? Возможно, Лютеру вообще не хотелось забираться в дебри женского вопроса в Библии? Так или иначе, даже в протестантских рождественских мистериях у Марии роль без слов. Она есть, потому что без нее никак, но слова ей не дают. Протестанты не дают Марии и статуса божественного создания, хотя она была проводником Бога в мир. А ведь католическая Европа завоевала целый материк именем Марии. И там, в Латинской Америке, Мария до сих пор довольно воинственный образ.

Люди верят в то, что Бог реален, но увидеть его человеку не дано. Люди ожидают второго явления Христа. А является ли людям дева Мария? Во сне-то ее видят довольно часто, но в католической церкви есть своя система подтверждения факта явления святых людям. Подтверждение явлений Марии получили случаи во Франции в 1858 году и в Португалии в 1917 году.»

(по материалам статьи в Helsingin Sanomat 6.11.2010, ”Pyhä Maria auttaa naisia”)

А теперь факты. На самом деле, непорочность зачатия и рождения Христа была признана догмой довольно поздно, аж в 1869-70 годах Ватиканским Собором. Для Лютера, который, кстати, считал Марию «величайшей женщиной» заслуживающей величайшего почета, «девственность» Марии была не прямолинейным фактом, а свидетельством того, что она прожила безгрешную жизнь, будучи освобожденной Богом от первородного греха. Кальвин и вовсе считал себя воином во славу девы Марии, как Матери Божьей, которую он освободил из рабства папистов. Но он действительно отрицал ее божественность на основании того, что она, как и прочие люди, нуждалась в прощении Бога.



Фрески в средневековой церкви Св. Креста в Хаттуле, Финляндия

Почти наш современник Карл Барт (1886 – 1968) рассуждает так: через Марию Иисус принадлежит к человеческой расе. Через Иисуса Мария Является Божьей Матерью. Смысл «девственного рождения» для Барта в том, что Иисус, как человек, не имеет отца, а Иисус, как сын Божий, не имеет матери. Мария «полна милостью», но эта милость не была ею заслужена, она была ей дана. Поэтому, с его точки зрения, утверждение католической церкви о Вознесении Марии после смерти является величайшей ересью. Лютеранская церковь не то чтобы напрямую заявляет пастве, что никакого вознесения св. Марии не было, а просто называет ее духовным примером для всех христиан. Это может быть ограниченностью. Это может быть главным постулатом движения Реформации - милость не может быть дана одному в обход других, милость должна быть наградой за заслуги, она должна быть выстрадана.

Но оставим Барту Бартово, и вернемся на твердую средневековую английскую почву, на которой расцвел интересный культ св. Анны как учителя дочери, и откуда этот культ перекочевал во Францию.



Фреска из церкви в Хаттуле - Св. Анна с супругом, как понимаю

В доминиканском приорате в Тетфорде, алтарная картина, включающая сценки из жизни девы Марии, показывает св. Анну обучающей дочь читать – причём, на латыни. Скорее всего, заказчиком и патроном работ был Генри Ланкастерский, и дело было в 1335 году. Текст, который изучает св. Мария, представлен на картине и отдельно. Это очень интересный текст из псалма 45:10, текст обращения к дочери и наставления в том, что дочь должна быть посредником между своей семьёй и мужем: «Hearken, dauther, and see and inclin thine ear, for the king has desired thy beauty”.

Интересным его делает то, что в нем отсутствует призыв забыть своих людей и дом своего отца, который есть в оригинальном текстве псалма: «Hearken, O daughter, and see, incline thine ear, And forget thy people, and thy father's house, And the king doth desire thy beauty, Because he [is] thy lord -- bow thyself to him». То есть, в «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего, И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» отсутствует фраза «и забудь народ твой и дом отца твоего». В варианте Тетфордского приората, св. Анна наставляет св. Марию, таким образом, выступать посредником между человечеством и небесным супругом, энергично указывая на слово «царь» в тексте.



В церкви Всех Святых в Йорке сохранился витраж, подаренный сэром Николасом Блэкбурном, мэром города, в 1420 году, где тоже изображается св. Анна, обучающая деву Марию, причём, моделью для образа св. Анны послужила леди Маргарет Блэкбурн, а моделью для девы Марии – одна из дочерей сэра Николаса, Изабель или Алис. Эта семья интересна тем, что Маргарет Блэкбурн не была по рождению ни леди, ни, тем более, принцессой. Маргарет Ормшед, как и ее муж, была из семьи богатых землевладельцев в графстве Ричмонд – и, тем не менее, была основательно образованной женщиной.



Ну и возвращаясь к статье. Мне не хочется бросать камень в Мартина Лютера, серьезно. Он верил в то, что делал, и пытался спасти человечество - на свой лад. Но полне возможно, что у него просто не хватило то ли образования, то ли интеллекта, которые имелись у знаменитых теологов и философов Средневековья, чтобы представить себе сложнейшее взаимодействие всех библейских персонажей. А оно было.



миниатюра работы Бертольда Фуртмайера ( Berthold Furtmeyr, 15 в.)
Из служебника (требника) архиепископа Зальцбургского, Бернарда фон Рора (Bernhard von Rohr)


Например, здесь беззаботная Ева берет плоды с Древа Познания и без разбора скармливает их людям, что страшно радует Дьявола за их спинами. Богородица же, со своей стороны, кормит людей чем-то вроде цветов-облаток с того же древа Познания, которые искупляют их грехи и упорядочивает мысли, о чем говорят символы в ветвях. Чтобы насладиться плодами и не получить несварения, нужно терпеливо дождаться, пока из цветов сформируются завязи плодов, которым ещё понадобится много времени для того, чтобы созреть.
Tags: истории о средневековье
Subscribe

  • Долой химеры!

    Через Греко-Палестину, Пряча ладан в ятаган, Делал хадж на Украину Римский папа Чингисхан. Вез Мерриде Магдалине В Гизу ризу он в презент; На него в…

  • А что, так можно было???

    Опять тот чумовой проповедник во всей красе. Излечает - приказывает локтям, коленям, спине и желудку вести себя прилично и исцелиться! Кстати,…

  • Это нечто!

    Френдесса из дайри обнаружила некоторое время назад дивное. Один американский пастор, который изгоняет коронавирус силою Господа, случайно попался в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments