mirrinminttu (mirrinminttu) wrote,
mirrinminttu
mirrinminttu

Categories:

Средневековые браки и разводы

В комментариях к предыдущем материалу было совершенно справедливо замечено, что даже если закон гарантировал девушке в вопросе брака относительную свободу воли, на практике, воля семьи, или (в случае богатых наследниц и сирот, находящихся под чьей-то опекой) опекуна, а то и самого короля, делала эту свободу воли весьма относительной. Многое, несомненно, зависело от характера девушек, и от обстоятельств, и от просто от знания, как и где найти защиту своему решению. Так что начну я, пожалуй, со случаев, когда сердца сладкими речами губили именно девушки.

Девушки во все времена умели быть очень напористыми, и, в результате, много работы епископальным судам задавали распри по поводу того, является ли помолвка с обменом клятв неразрывным обязательством.



В 1422 году купец Джон Астлотт собирался отбыть за границу по своим коммерческим делам, когда некая Агнес Лот (которую он, конечно, знал, и по отношению к которой питал честные намерения) пришла к нему домой с просьбой сделать ей предложение до его отъезда. Джон послушно захватил с собой гуся, надеясь, что гусь приведет отца Агнес в хорошее настроение, и пошел свататься. Предложение было принято благосклонно, молодые обменялись клятвами, и пара была объявлена помолвленной. Увы, поездка Джона оказалась неудачной, он потерял много денег, и поэтому Агнес по его возвращении больше не хотела за него замуж. Дело попало в епископальный суд, потому что Джон считал, что они, после обмена клятвами, были практически уже женаты. Записей о решении суда не сохранилось. Думаю, что в данном случае выиграла именно практичная Агнес, потому что помолвка не была подтверждена интимными отношениями, а условия "отложенной помолвки" клятва молодых, похоже, не содержала - именно поэтому Джон и считал себя практически женатым.

Неизвестно решение и по следующему делу, которое разбиралось в Йорке с 1351 по 1355 годы: Изабелла Ролл подала в епископальный суд жалобу на Джона Буллока, который обещал ей «если я вообще женюсь, то моей женой будешь только ты», после чего они отправились в спальню, а он потом взял, да и женился на другой. В данном случае, проблемой, несомненно, была ситуация "слово против слова". Ведь бывали случаи, когда женщины и ложно утверждали, что клятва была произнесена и подтверждена. То есть, Изабелле нужен был свидетель и слов Джона Буллока, и того, являются ли они собственно клятвой жениться (как-то возникает подозрение, что Изабелла решила поймать парня на слове), и свидетельство того, что пара была действительно была телесно близка в том самом смысле брачных отношений.

Были и еще более интригующие ситуации. Например, Элис Палмер, недовольная своим браком с Джеффри Брауном, дала Ральфу Фолеру 5 шиллингов, чтобы он поклялся, что между ними был предварительный обмен брачными клятвами. Ральф Фолер деньги взял, Элис с Джеффри развели, и Джеффри даже женился снова, но Элис со временем раскаялась в своем решении, и заявила в епископальный суд о своих легальных правах на Джеффри, потому что развели их на основании ложной клятвы. Дело было в 1337 году. Не удивилась бы, если бы Элис осталась ни с чем, кроме покаяния за осознанную интригу, имеющую целью ввести в заблуждение епископальный суд!

А какая брачная афера случилась в 1290-м году. Эдмунд де Насток и Элизабет де Ладхэйл влюбились друг в друга и тайно поженились. После этого Эдмунд попросил у Ричарда де Брука руку его дочери Агнес. Предложение было принято, и Агнес в приданое были выделены шесть лошадей, десять быков, двенадцать коров с телятами, двенадцать волов с упряжью, восемьдесят овец с ягнятами, двенадцать баранов, тринадцать свиней, десять четвертей пшеницы, одиннадцать четвертей ржи, двадцать четвертей ячменя, три четверти соли, посуда, два плаща, четыре накидки, восемнадцать простыней, другая одежда, текстиль и полотенца, а также 100 шиллингов деньгами. Приданое было передано после того, как пара поженилась честь по чести, и вступила в брачные отношения. И вот тут в схему вступила Элизабет со своими притязаниями на Эдмунда, чьей законной женой она действительно являлась. Почему-то эта парочка аферистов считала, что у Эдмунда после развода с Агнес останется половина полученного им приданого! Ничего не вышло, и приданое у него полностью отобрали по решению суда, да еще и обязали 16 фунтов (£10 296 на наши деньги) Агнес заплатить за ущерб, а это были по тем временам огромные деньги, достаточные для покупки 16 лошадей или 30 коров.



Или вот такая история от 1317-го года. Джон Толлер подарил Агнес Смит 24 шиллинга, чтобы она согласилась за него замуж. Она и согласилась, но потом, узнав о том, что у Джона была интрижка с ее родственницей, парню отказала. Джон, понятно, потребовал в таком случае и деньги назад вернуть, но Агнес отдать их не согласилась, сославшись, что они были частью изначального договора, который не состоялся не по ее вине. И суд признал ее правоту.

Генриетта Лейзер, историк, приводит эти примеры в подтверждение своей точки зрения на ошибочность расхожего мнения о неравноправном положении женщины в браке в период Средневековья. Разумеется, принуждения к замужеству имели место быть и тогда, и они не могли быть препятствием для брака, если только не происходили при свидетелях, но вот плохое поведение в браке было причиной для развода, хотя суды и пытались всеми силами примерить враждующих супругов.

Например, в 1373 году в Кентербери, Томас Варелтон был вынужден принести суду клятву обращаться со своей женой, Матильдой Трипплс, «с уважением в кровати и за столом, и обеспечить ее всем необходимым в пище и прочих материалах согласно своему достатку». Видимо, с точки зрения жены, Томас был жадным и грубым мужем. А в 1466-м в Стаффордшире Хелен Хайдмен обратилась в суд за разрешением оставить своего мужа, потому что он проиграл в кости много денег. Суд примирил супругов, заставив мужа принести клятву в том, что тот оставит азартные игры, и жена осталась решением довольна.



Закон в Средние века вообще не делал различия между женщиной и мужчиной. В середине четырнадцатого века некий Роберт Пейпер обратился в суд за разводом, потому что к браку принудили его, застав в постели с Агнес Бесетт, хотя никаких клятв и обещаний он ей не давал. По сути, молодые (или не очень молодые, кто знает) люди занимались блудом.
А за блуд мужчин и женщин наказывали одинаково: три раза вокруг церкви с охаживанием плеткой.

Бесплодие было причиной развода, и без разницы, кто из супругов был повинен: разводили и по искам жен, и по искам мужей.

Я знаю, что существует мнение о том, что отцы церкви скрепя сердце признавали секс, но только как необходимое условие для деторождения. Тем не менее, имеет смысл помнить, что у каждого ученого теолога было на этот счет свое мнение. Например, вот что пишет в 1140 году болонский монах Грациан, автор знаменитого Грацианского Кодекса: «Это очевидно, что пары соединяются не только ради создания детей. И брак не должен осуждаться на основании того, что он несет с собой кроме этой функции. Он должен одобряться за то хорошее, что он с собой несет: верность, продолжительность, таинство».



Очень мало известен факт, что в определенных случаях учеными повитухами (они убычались при аббатствах монахами, закончившими университет) могли обследоваться гениталии жениха и невесты на предмет «опасных отклонений». Думаю, это правило применяли тогда, когда дених и/или невеста были критически молоды, то есть только-только достигли возраста 14 и 12 лет соответственно. В принципе, вступление даже легально женатой пары в интимные отношения в таком юном возрасте сильно не рекомендовалось. Обычно, девочка-жена жила в доме мужа годы, прежде чем дело доходило до супружеских отношений (хотя иногда бывало, что юный муж жил в семье жены). Но, поскольку такие исключительно рание браки были тяготой для представителей аристократических семей, иногда они, похоже, шли на риск, потому что отчаянно нуждались в легальном наследнике. Для таких случаев, в рукописи Томаса Чобемского, теолога XII века из Солсбери, рекомендуется следующее: «после того как новобрачные возлягут на кровать, повитуха должна находиться неподалеку много ночей. И если мужские члены всегда будут бесполезны и мертвы, пара имеет право быть разведена». Естественно. Если не было шанса зачать наследника с этим мужем, надо было искать нового.

Вообще, установленная профессиональными повитухами импотенция была поводом для развода, но эта процедура была исключительной редкостью. В том же Кентербери 12 «порядочных и заслуживающих уважения» повитух поклялись перед судом, что «животворные члены Вальтера де Фонте были безжизненны", было это в 1292 году. Бедняга де Фонте, какое публичное унижение - а ведь он был бароном и землевладельцем. Какая драма, интересно, скрывалась за этим заключением, если дело дошло аж до суда? Попытка обвинить в несчастье жену? Или нежелание жены провести свою жизнь с импотентом?



А вот довольно откровенное свидетельство разочарованной жены перед судом в 1433-м году, тоде подкрепленное свидетельством специалистов: «свидетельнице обнажила груди и руками, согретыми у очага, осторожно и нежно массировала пенис и тестикулы означенного Джона. И она обнимала и целовала его, и заходила как угодно далеко, чтобы он показал свою потенцию. Как и показала свидетельница, обследование означенного Джона подтвердило, что его пенис в любом состоянии поднятия не превышал длиной трех дюймов». Повитухи-свидетельницы затем призвали на голову Джона всяческие проклятия за то, что тот женился, будучи не в состоянии «служить своей жене и удовлетворять ее».

Надо сказать, что если цероковь настойчиво старалась внести хоть какую-то стройность в беспорядочные обычаи заключения брака в средневековой Англии, то и выгоды и легальную защиту подобного брака быстро поняли те, кто в выборе спутника жизни шел против воли семьи. Дело в том, что английская средневековая церковь настойчиво проводила политику, что не может быть брака без свободной воли, и что выбор принадлежит человеку, будь он простого или королевского происхождения. Именно церковный брак защитил Джоан, дочь Эдварда I, от королевского гнева, когда она, овдовев, тайно вышла замуж за скромного сквайра Ральфа де Монтермара. Король бросил нежеланного зятя в тюрьму, но за брак вступился епископ Даремский, и королю пришлось утихомириться.



А вот история о том, как Марджери Пастон, дочь богатых джентри из Норфолка, вышла замуж за бейлифа Ричарда Калла, хотя ее брат разве что на стены не прыгал от бешенства, что сестра так низко пала, и обрекла себя «торговать свечами и горчицей в Фрамлигеме». Но этот брак благословил сам епископ Норича, и пусть мать лишила «эту шваль» наследства и запретила появляться в своем доме, и пусть от своевольной новобрачной отвернулись ее подруги, она выиграла. Да и матушка со временем смягчилась, оставив даже старшему внуку значительное наследство.

А баронская дочь Агнес Накерер вообще влюбилась в проезжего менестреля Джона Кента, и они тайно поженились, не забыв получить благословение своему браку. Родители нашли Агнес другого жениха, но она наотрез отказалась от благопристойного замужества, твердя, что уже замужем, и суд Йорка был вынужден признать законность ее замужества с Джоном Кентом, хоть и обозвали его в своем решении «публичным менестрелем и жонглером, часто, бесстыдно и бесчестно показывающим свое тело ради профита»
Tags: англия плантагенетов
Subscribe

  • Ладлоу Кастл

    До Ладлоу из Глостера надо ехать на перекладных. Сначала полтора часа на автобусе до Херефорда, и оттуда на поезде, буквально две остановки.…

  • Виндзор Кастл

    Виндзор Кастл всегда был королевским замком, с той поры, как его построили при Завоевателе. Но вместо официальной истории расскажу-ка я о…

  • Барнард Кастл

    Городок, тоже называющийся Барнард Кастл, абсолютно прелестный. Шутка только в том, что автобус туда въезжает с совершенно неправильной, по отношению…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Ладлоу Кастл

    До Ладлоу из Глостера надо ехать на перекладных. Сначала полтора часа на автобусе до Херефорда, и оттуда на поезде, буквально две остановки.…

  • Виндзор Кастл

    Виндзор Кастл всегда был королевским замком, с той поры, как его построили при Завоевателе. Но вместо официальной истории расскажу-ка я о…

  • Барнард Кастл

    Городок, тоже называющийся Барнард Кастл, абсолютно прелестный. Шутка только в том, что автобус туда въезжает с совершенно неправильной, по отношению…