mirrinminttu (mirrinminttu) wrote,
mirrinminttu
mirrinminttu

Categories:

"Отель "У погибшего альпиниста"



Так получилось, что я сначала посмотрела фильм. Саму повесть прочла через много лет. Фильм вчера пересмотрела, и хочу сказать, что он прекрасен, хоть и снят в 1980-м. Там несколько изменений, конечно, и из-за них, по-моему, посыл Стругацких оказался несколько приближенным к черно-белому. Исключение из сюжета дяди Брюн и то, что Брюн изначально показали просто влюбленной девушкой, убрало один важный нюанс. Игра актеров, изображавших Олафа и Ольгу Мозес, слишком рано дает понимание происходящего. С другой стороны, если бы всё было снято именно так, как написали Стругацкие, зрителям, не читавшим повести, могло показаться, что концовка провисла. А так нам показали Глебски, спрашивающего у зрителя, правильно ли он поступил. То есть, он хочет одобрения, а умный зритель его, конечно, осудит. Или нет?

В книге, Глебски приезжает в отель отдохнуть. У него если и не профессиональное выгорание, то очень рядом. Он устал от людей, он хочет просто тишины и природы. Поэтому происходящие события сваливаются ему как та лавина на голову. Он угодил в них против своего желания, ему просто пришлось выполнять свой долг, функцию полицейского, хотя криминальные преступления даже не были его специализацией. В фильме, Глебски приезжает потому, что кто-то из отеля вызывает полицию. Он едет разобраться, как специалист. Поэтому не всегда понятно его поведение - например, презрительное раздражение по отношению к Симоне. И жаль, что роль Кайсы в фильме полностью второстепенна. В книге её интрижки с жильцами тоже важны.

Сначала всё идет так, как Глебски и мечтал - он катается на лыжах и наслаждается чувством оторванности от всего привычного и даже любимого, но порой такого утомительного. Но чувствует некоторую зависть к молодому красавцу Олафу, которые выделывает фортеля на лыжах лучше него, практически идеально. Дальше - больше, и реальность становится сюрреалистичной. В отеле живет даже не фокусник, а настоящий иллюзионист, достающий племяннице сигареты из-за уха, а когда его никто не видит, и он сидит, задумавшись, то отправляет колоду карт летать по воздуху из одной руки в другую, превращая иллюзию в магию. С племянницей всё непонятно, и не только для Глебски. Иногда кажется, что за темными очками, скрывающими большую часть лица - нежная и уязвимая девушка. Иногда - что там хамовитый и развязный парень. Симоне, говорящий, что он - физик, и не из заурядных, ведет себя как полный идиот. Ольга Мозес говорит только банальности, и кажется абсолютно безмозглой, нарядной канарейкой, но хозяин рассказыват Глебски, что у мужа Ольги есть арапник, и что, кажется, для жены. Сам Мозес - вечно пьяный, нелепый и нахрапистый. Эта пара настолько неадекватна к окружающему и настолько не подходит друг к другу, что голова кругом идет. Ну и, конечно, Хинкус, который то ли есть, то ли нет, потому что большую часть времени его никто не видит. Видят только его тень на снегу. Хозяин отеля, Алекс - любитель розыгрышей и философ, кухарка и горничная Кайса не отказывает ни себе, ни Олафу, ни Симоне, хотя разговаривать связно не может (единственная фраза - "они такие шалуны"), глупа абсолютно, и только хихикает. Что делает её страшно привлекательной для мужчин. Зато сенбернар Лель только что не разговаривает, но не разговаривает. Чем выгодно отличается от многих.

Потом сюр переходит в кошмар, и Олафа находят убитым, Симоне вдруг клянется, что не убивал госпожу Мозес, что она уже была мертва, а дама оказывается вполне живой, читающей книжку. Потом под столом находится связанный Хинкус и несет чушь. Алекс, хозяин, высказывает мнение, что Ольга Мозес - зомби. Найденный Лелем браунинг Хинкуса оказывается заряженным серебряными пулями. И в отель приносят однорукого путника, почти без признаков жизни. Образ Луарвика, к слову, в фильме пострадал больше всего, потому что в повести он куда как менее мил, он - настоящий гротеск, практически пародия на человека.

Когда всё раскрывается, Глебски думает, что ну как же не повезло Мозесу, нарвавшемуся сначала на гангстеров, а потом - на полицейского. И как не повезло спутникам Мозеса с этим обвалом. "Но разве было бы лучше, если бы ими занялась армия или конрразведка?", - обреченно думает инспектор. Ни гангстерам, ни полицейскому дела не было до того, кто такие Мозес и его спутники. Гангстеры были убеждены, что имеют дело с зомби, но использовали загадочное в своих целях. Глебски верит объяснениям Мозеса и рассказу Хинкуса, и легко понимает второй план случившегося, но находит истинную природу свалившегося на него дела просто не вписывающейся в реалии жизни, и поэтому отметает сложное, сведя его к простому. Он был бы рад остаться в стороне с самого начала. Но не имел права.

В результате, группа Мозеса уходит из отеля слишком поздно. В фильме, преступники расстреливают беглецов двумя ракетами. В книге - из автоматов, серебряными пулями, и забирают останки в вертолет, который потом падает в глубочайшее озеро, унося с собой свою тайну. Глебски понимает, что кто-то из жертв пришел в себя, и разобрался с обидчиками. Сам он рассказал о случившемся только своему начальнику. Который просто пообещал, что дальше него эта история не пойдет. Глебски нормально дослужился до пенсии, увидел, как люди покорили Марс и Венеру, как Брюн вышла замуж за космонавта, как Симоне погиб, сгинув в одной из горных экспедиций. Симоне, который ни разу не сказал ему ни слова после случившегося. Алекс, с которым Глебски продолжал дружить, расширил отель, глупая Кайса стала чьей-то супругой и матерью четверых детей, так и не научившись связно говорить и не перестав хихикать.

И книжному инспектору Глебски совсем не нужно искать одобрения. Он сам себя давно осудил. "Совесть у меня болит". Он знает, что поступил правильно, но против своей совести. Почему правильно? Потому что цели Наблюдателей так и остались темными. Что они делали на Земле, почему примкнули изначально к маргиналам? И эта повесть полностью перекликается с "Обитаемым островом", к примеру. Просто рассматривает ситуацию, в которой не земляне несли свое понимает о прогрессе в космос, а кто-то так же изучал землян. И им это совсем не понравилось.
Tags: чтиво
Subscribe

  • А сегодня ростбиф нашел меня сам

    Случайно свернула по пути в кафедрал в узенькую аллейку, которой ещё не ходила. А там ресторан объявляет, что у них каждый день какое-то жаркое, и…

  • Музей Глостера

    Музей, сразу скажу, бедненький. С бору по сосенке того и сего, плюс там с утра почему-то детей колясочного возраста и чуть старше приводят. Наверное,…

  • В погоне за ростбифом

    Воскресенье же! А по воскресеньям в Англии готовят ростбиф с йоркширским пудингом. И дома, и в пабах. Но в Глостере что-то пошло не так... В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • А сегодня ростбиф нашел меня сам

    Случайно свернула по пути в кафедрал в узенькую аллейку, которой ещё не ходила. А там ресторан объявляет, что у них каждый день какое-то жаркое, и…

  • Музей Глостера

    Музей, сразу скажу, бедненький. С бору по сосенке того и сего, плюс там с утра почему-то детей колясочного возраста и чуть старше приводят. Наверное,…

  • В погоне за ростбифом

    Воскресенье же! А по воскресеньям в Англии готовят ростбиф с йоркширским пудингом. И дома, и в пабах. Но в Глостере что-то пошло не так... В…