?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Рождество Ричарда III
sigrig
mirrinminttu
В последнем "Рикардианского Бюллетня" этого года опубликована статья Джона Эшдаун-Хилла за 2005 год, в которой он, католик и историк, рассказывает о том, каким могло быть Рождество Ричарда, какие ритуалы праздника были свойственны его времени. На мой вгляд, непосредственно к Ричарду ничего из описываемого отношение имеет постолько поскольку - просто как к человеку своего времени.

Во первых, небольшое напоминание от меня о том, что 25 декабря днём рождения Иисуса Христа не является. Раннехристианская религия этого праздника не знала, да и вообще с обрядовыми тонкостями не занималась, удовлетворяясь новым смыслом, вкладываемым в привычные образы. Рекомендую по этому вопросу статьи на тему "Раннехристианское искусство", там есть много такого, о чем мы не то что не знаем, но обычно даже не задумываемся. А 25 декабря тогда праздновали Sol Invictus, Непобедимое Солнце.



И Западная христианская церковь (католическая) выбрала этот день как день рождения Христа. Во-первых, люди настолько привыкли к периоду праздников вокруг этого дня, что запретить "языческое", и заставить праздновать новое, "христианское", было чревато. Люди таких вещей, как отнятый фестиваль, не прощат. Во-вторых, в символическом смысле новая, молодая религия выбрала наилучший день для напоминания о наступившей в истории человечества новой эре.

К пятнадцатому веку, в котором жил Ричард, обряды празднования Рождества уже сложились и устоялись.

Церкви в пятнадцатом веке в праздникам уже украшали, и на Рождество использовали падуб и плющ, иногда с ракитником, но никогда - с омелой. Очень часто эта зелень была оформлена в венки, украшенные свечами. Свечей по праздникам в церквях было много по ещё одной причине, чисто практической. Те, кто побывал в английских соборах, построенных норманнами, знает об их высоте. Нужно было света и много тепла, чтобы прихожане чувствовали себя в них по праздникам хорошо и уютно. Частные дома тоже зачастую уже украшались зеленью и свечами. Как минимум, домашние часовни в замках и богатых домах.



Канун Рождества был днем поста и воздержания, заканчивающихся только в полночь на 25 декабря, после полуночной мессы. Вот здесь есть реконструкция средневековой мессы, на латыни (то есть, не обращайте внимания на язык вступления, сама реконструкция начинается с 3:51).



А вот как это выглядит сейчас, Christmas Midnight Mass from St. Catherine Church in Bethlehem.



После полуночной мессы ("The Angel’s Mass") начинался праздничный пир - традиция, соблюдающаяся и в наше время во Франции. За ним следовали в день Рождества ещё две мессы, "The Shepherd’s Mass" утром и "The King’s Mass" днем. О символизме этих месс можно прочесть здесь: https://www.catholiccompany.com/getfed/symbolism-christmas-masses/

Рождественские гимны в средневековых церквях не пели. Профессор колко замечает, что службы с рождественскими гимнами в церкви Фозерингея удивили бы Ричарда несказанно. Гимны в его время пели на улицах сборщики милостыни для бедных. Причем, пели они те же гимны и собирая милостыню по другим праздниками - того, что теперь называется "традиционные рождественские гимны", в пятнадцатом веке не существовало как понятия.

Что касается прочей рождественской музыки, Ричард опознал бы O Come, O Come Emmanuel, хотя в его время этот псалм пели на латыни:



Теперь это звучит так:



Вообще, O Come, O Come Emmanuel был заключительным, исполняемым в канун Рождества, псалмом так назывемых O Antiphons, певшихся в церквях и монастырях во время семи последних дней Адвента, на вечерних службах. Вот их наверняка пели во времена Ричарда. Как и Corde Natus Ex Parentis:



Но не вся рождественская музыка пелась в церквях. Рождественский гимн Coventry Carol он слышал наверняка, но в пятнадцатом веке он входил в мистерию Good King Wenceslas



С четырнадцатого и пятнадцатого веков до нашего времени дошли ещё две мелодии, In Dulce Jubilo и Puer Nobis Nascitur, но Ричард почти наверняка их не слышал, они были популярны тогда в Германии.





С другой стороны, Ричарду были знакомы забытые в наше время мелодии, как то сочиненная в Или Christe, Redemptor Omnium, и исполняемая в конце полуночной рождественской мессы Puer Natus in Bethlehem.





В пятнадцатом веке, долгом богатых и могущественных было устроить пир для бедных и сирых, и Ричард, несомненно, свой долг исполнял. Можно с уверенностью сказать, что в меню присутствовавли предки нынешних пудингов и пирогов с рубленым мясом, но насчет остального меню сказать сложно. Помимо прочего, питание в те времена было понятием статусным. Аристократы, насколько известно из книг рецептов, ели облагороженное специями мясо, включая уток и цыплят, но попадала ли птица на стол бедняков? С другой стороны, в то время было принято переворачивать в Рождество социальный порядок с ног на голову - в церквях роль епископа поручали исполнять хористу (boy bishop), а руководство фестивалями поручалось представителю нижних классов (the lord of misrule).

  • 1
Поисковики же - Ричард III в заголовке поднимает просмотры.

Но журнал-то бумажный))

Зато есть там материал-бомба: они полностью нашли днк "принцев из башни", нашелся выживший родственник по женской линии. Дело за малым, вскрыть урну, но нынешняя королева никогда не раздешит это сделать.

Что-то слишком похоже на "скандалы, сенсации, расследования".

Вовсе нет. Искали-то давно уже. Но я напишу, как только переживу безумие с Рождеством, праздничными сменами и жуткой погодой. Всё будет понятно.

  • 1