?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Как стать святым - руководство
sigrig
mirrinminttu
До самого 1234 года, никаких официальных критериев для того, чтобы человека провозгласили святым после смерти, просто не существовало. С великомучениками всё было более или менее просто, потому что существовал прецедент от 313-го года (легализация христианства императором Константином), отмечать захоронения погибших за веру, и приходить к этим захоронениям для выражения уважения. Также, дни смерти этих героев занесли в церковный календарь, и построили над захоронениями базилики или часовни. Но, как понимаете, если и не каждая деревня, то каждый приход хотел похвастаться славными традициями веры, и святых появилось как-то очень много, потому что канонизация местного святого зависела целиком и полностью от того, насколько убедительно его деяния были представлены местными церковными властями перед Святейшим Престолом. Например, шведы чуть было не провели канонизацию склоного к употреблению горячительных напитков монаха, убитого в пьяной драке (дело было в одиннадцатом веке, и папа Александр III написал по этому поводу гневное письмо шведскому королю). Святым веселый монах не стал, но титул достопочтенного ему даровать успели.



В общем, в 1234 году, папа Григорий IX установил правила по изучению обстоятельств жизни и смерти человека, представленного к канонизации, а в 1588-м, Сикст V организовал целую Комиссию по Ритуалам (Congregation for the Causes of the Saints)для руководства процессом. А начиная с Урбана VIII и 1634-го года, нормы и процедуры канонизации все больше уточнялись и ужесточались. Потому что стало известно достаточное количество случаев, когда в святые угодили фигуры определенно мифические, а вовсе не реальные люди.

Процедура канонизации стала выглядеть следующим образом. Когда человек, имевший при жизни славу святого, или погибший смертью, которую можно назвать мученичеством за веру, епископ епархии начинал расследование. Во-первых, изучались так называемые чудеса, связанные с деяними кандидата на канонизацю. Во-вторых, обращали внимание, не преследует ли весь процесс ходатайства какую-то местнополитическую выгоду. Далее, изучалась приверженность кандидата к так называемой чистоте доктрины - никакого вольнодумства или интерпретаций канона, записанных или высказанных, не допускалось. После того, как вся информация была собрана, её записывали официальным образом в transumptum, заверенную копию, подтвержденную и заверенную епископом, и отправляли в Комиссию по Ритуалам. В наше время, кандидат в святые должен, первым делом, быть титулован, как Слуга Божий. И документация изучается вся - от личных писем и дневников, до активности в социальных сетях и вообще виртуальной реальности.

Но принятие ходатайства Комиссией вовсе не означало, что на этом дело и заканчивалось. Нет - начиналось более детальное расследование. Например, в случае заявленной мученической кончины, расследовалось, погиб ли кандидат действительно потому, что пожертвовал своей жизнью из любви к Христу и церкви, или просто по стечению обстоятельств - в бою, например. В других случаях, Комиссия исследовала жизнь кандидата - жил ли он исключительной любовью к ближним, был ли он примером добродетели при любых, самых тяжелых обстоятельствах, с достойной твёрдостью и непоколебимостью. Что интересно, эти обсуждения были постоены в форме диспута, где один из членов Комиссии выступал в роли "адвоката дьявола" - подвергал сомнению каждое доброе дело кандидата, утверждая, что мотивы для его деяний были житейскими, а не духовными. А другие члены Комиссии должны были убедительно и доказательно эти сомнения разрушать. Если диспут заканчивался в пользу кандидата, его объявляли Достопочтенным.

Следующим этапом была беатификация, объявление кандидата Блаженным. Опять же, смерть за веру была достаточным поводом. В других случаях, необходимо было искать доказательства способности кандидата творить чудеса. То есть, имело ли место в заявленных случаях явное Божественное вмешательство, а если явно имело, то случилось ли чудо через посредничество кандидата, или напрямую, как, скажем, ответ на чьи-то страдания. После беатификации, кандидат в святые мог считаться объектом поклонения в масштабах города, области, епархии, или религиозного ордена или даже одной религиозной общины. А папа служил официальную мессу в честь нового Блаженного.

Тем не менее, Блаженный мог быть канонизирован в святые только после ещё одного случившегося чуда. Если оно происходило, Блаженный канонизировался и официально объявлялся Святым.

  • 1
« в случае заявленной мученической кончины, расследовалось, погиб ли кандидат действительно потому, что пожертвовал своей жизнью из любви к Христу«
Судя по семье Николая 2го в православии критерии не такие строгие.

Возможно. Или роль сыграла логическая цепочка: Николай был глубоко верующим человеком, по причине чего принял корону, по причине чего поплатился жизнью.

(Хотя недавно видела в жж статью, что мог и не поплатиться, и что погибшие были одной из семей-двойников).

Контора солидная - и подход солидный, типа как ISO или FDA ;)

Никто не хочет дискредитировать свою контору, это-то понятно.

А вот тут интересно: до определённого момента местноназначенные святые центральную контору не волновали. Значит, я полагаю, с передачей информации были проблемы.
А как жизнь наладилась, войны-разбойники-бездорожье отступили за какую-то черту, так и появилась возможность централизованного учёта и управления

Думаю, что дело не в этом. Просто наконец-то нашлось время провести "генеральную уборку", так сказать. До этого момента было просто некогда, слишком всё кипело. Ну и набралось материала, что в такую-то практику надо вмешиваться. Законы-то с кондачка не создаются.

  • 1