Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Стихи Франциско де Кеведо
sigrig
mirrinminttu
1580-1645, если что. А злободневно до сих пор. Та ещё язва этот де Кеведо!

(без названия)

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРВОГО ИЗ МУЖЧИН. ГЛАВНОЕ - ОТСУТСТВИЕ ТЕЩИ

"Ты не жалуйся, не плачься,
Прародитель наш Адам:
Ведь жилось тебе вольготней,
Чем теперь живется нам.

Беззаботно, беспечально
От земных вкушал ты благ:
Не было портных, торговцев
И подобных им плутяг.

И тебе подругу жизни
Бог не всучивал, пока
Не пресытился ты вольным
Бытием холостяка.

Ты когда-то за супругу
Должен был ребро отдать,
Нашим женам ребер мало -
Семь бы шкур с мужей содрать.

Ты с женой своей законной
Спал спокойно по ночам,
Нынче только муж задремлет,
Глядь - с женой другой Адам.

Ты в раю не смел касаться
Лишь запретного плода,
А у нас на все запреты,
Хоть не суйся никуда.

В этот мир явилась Ева
Без мамаши, без отца;
Стало быть, не знал и тещи
Ты по благости творца.

На змею ты в злой обиде -
Дескать, в ней беда твоя,
Но поверь мне, прародитель:
Теща хуже, чем змея.

Та змея вас накормила,
Теща не змее чета:
Съела б вас она обоих
И была бы не сыта.

Будь змеей не черт, а теща,
Сожрала б она весь рай,
От Эдема бы и фиги
Не осталось, так и знай.

Мудры змеи, но добавлю,
Змей отнюдь не понося,
Что еще мудрее тещи:
Теща знает все и вся.

Тещи подают советы
И зятьям своим твердят:
То не съешь, того не выпей!
Мол, вино и пища - яд.

Теща зятю день скоромный
Превращает в день поста,
А сама телка обгложет
От рогов и до хвоста.

Так что ты на змей не сетуй,
Дорогой сеньор Адам,
Жребий твой не столь уж горек,
Как теперь ты видишь сам.

А сменять змею на тещу
Мог бы ты легко весьма,
Ведь охотников меняться
(И с приплатой) будет тьма".

Так взывал однажды некий
Долготерпеливый зять,
Умоляя провиденье
Тещу в рай скорее взять.

_________________

Из "Трактатов обо всём":

ФИЗИОГНОМИКА

Всякий человек со спутанными и жесткими черными волосами задаст много
работы цирюльникам, а тот, у кого заведутся вши, будет часто чесать себе
голову.

У каждого лысого не будет волос, а если таковые у него окажутся, то он
перестанет быть лысым. У бородатых лысяков, с гладкими блестящими лысинами,
лица похожи на головы, покрытые волосами, а головы - на безбородые лица.

Всякий человек с узким и морщинистым лбом будет похож на обезьяну и
будет смешон для тех, кто на него смотрит.

У человека, обладающего лбом широким, глаза будут находиться под самым
лбом, и проживет он все дни своей жизни, в чем нет никакого сомнения.

Обладатель очень большого носа будет громче других сморкаться и иметь
больших размеров носовой платок.

Люди с носиками маленькими и вздернутыми, называемыми пуговками, не
страдают от дурных запахов, так как последние не могут найти их носов из-за
чрезвычайной малости оных. В этих людях совершенно отсутствует любопытство,
потому что им нечего куда-либо совать.

Рот большой, от уха до уха, свидетельствует, что обладатель его -
обжора либо пройдоха, и уж если такой доказывает что-то с пеной у рта, то
пены будет немало. Таким людям всегда везет, потому что они могут проглотить
все, на что разевают рот.

Рот маленький и сморщенный, напоминающий пасть хорька или ушную
раковину, указывает на черноту зубов, и десны как бы выглядывают не из окна,
а из узкой крепостной бойницы.

Рот вечно мокрый, как лужа, при разговоре извергающий брызги и пену, а
при смехе точно плавающий в слюне, более нуждается в полотенце, нежели в
поцелуе.

Тот, у кого большие руки, будет иметь и пальцы большие, и десять ногтей
на обеих руках; и тот, у кого есть где-нибудь своя рука, преуспеет, ибо своя
рука - владыка.

Глаза живые мертвечиной не отдают и блестят; маленькие глазенки -
зенки, зеницы же у тех, у кого очи.

Глазки женские зеленые и голубые смахивают на глазки, украшающие
павлиний хвост.

Всякая женщина, обладающая красивыми глазами, и красивым ртом, и
красивыми руками, всенепременно окажется некрасивой и, более того,
страшилищем; ибо, тщеславясь красою глаз, так щурит их, и закатывает, и
играет ими, и шныряет, и стреляет, что всем чертям тошно станет.

Если у нее красивые руки, она так выставляет их напоказ, перебирая
пальцами свои кудри и елозя ими там, где они гуще всего накручены, что и
покойник разозлится. А возьмите ту, у которой красивые зубы, она ведь так
склабится, что и передние, и коренные видны, и клыки напоказ, и тщеславится
тем, что оскал у нее, как у цепного пса, хоть святых вон выноси, уж, право,
лучше рот сморщенный, гнилозубый, глазки-щелочки и ручища-клешня,
довольствующаяся тем, что она рука, и не выделывающая всяких штучек
пальчиками, которые то порхают, то словно на тамбурине играют, то снуют, то
перебирают.

Женщина, коей облик являет сходство и со свиньей, и с телкою, - словно
похлебка с говядиной и свининой, и удел тех, кто пленен такою, все равно что
удел тех, кто пленен тюремщиком, и сама она, словно тюремщица, разряженная и
расфуфыренная, только тем и гордится, уповая, что в пышном уборе уродство
сойдет за красу, - убрать бы ее самое с глаз подальше. И поскольку вся
прелесть ее заключается в том, что убором она прельщает, а истинным лицом
своим отвращает, зваться бы ей донья Искариота, и пусть не тщеславится и не
славится, а ославится, как Иуда.

Женщина страховидная, у коей лик - что злой умысел, глаза бегающие, нос
готический, губы - абстракция, щеки - покаяние, десны бурые, зубы со
щербинами, а лоб до того узок, что шевелюра брови заменяет, коли сумеет она
не выставлять напоказ сии непотребства физиогномические, то пусть, когда она
обратится к кому-то с просьбою, получит аудиенцию, но не драгоценное
украшение, - да сподобится она кафедры, но не любовника. Да хвалят ее
красноречие, и глубокомыслие, но не лик и не стан; да сыщется ей место на
книжной полке, но не в душе поклонника. И поскольку не стоит тратить на нее
долгого времени, то коль такая в гости придет, пусть лишь слух ваш к ней
снизойдет, и да минует ее ваш взор, ибо взору она в укор.

Молодящиеся старухи, что свое отжили, а все думают, что годы им впрок,
словно вину, и говорят, что зубы они потеряли из-за приливов, а морщины у
них наследственные, а седины у них от горестей, а недуги у них от поветрия,
и, чтобы не казаться престарелыми, говорят, что хвори у них не застарелые, а
заматерелые, - так вот, по нашему мнению, старух этих, дабы снискали они
себе пропитание, надо определить в дуэньи; ибо таким образом придется им
признать свою старость, да заодно не преминут они своими сплетнями отнять
молодость у девиц, вверенных их попечению, и таким манером они если со
старостью не расквитаются, то хоть с молодостью поквитаются. И даем мы им
чин урыльниц, ибо просят они для других.

Женщины с бровями в форме лука, а не арбалета, будут иметь
ресницы на каждом глазу и будут загляденьем для тех, кто на них заглядится.

Увидев кривого, ты при помощи этой науки можешь сделать вывод, что ему
недостает одного глаза.

Косые - те же кривые, только сами не знают, на какой глаз кривы.

Левша знает очень мало, ибо он не знает даже, где у него правая рука,
так как одна из его рук - правая по своему местонахождению, а другая - по
своим действиям.

С горбуном лучше не иметь дела из-за низкой его наклонности, ибо горб
заставляет его низко клониться к земле.

Тот, у кого маленькие ноги, несомненно будет носить малых размеров
башмаки, и меньших размеров будут у него мозоли, которые ему накличут
недоброжелатели.

Если обладатель большой ноги, называемой галисийцами лапой, с
кем-нибудь поспорив, скажет, что посадит противника в калошу, то он сможет
это выполнить, не отличаясь ни особенной храбростью, ни ловкостью.
________________
Метки:

?

Log in

No account? Create an account