?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Средневековые новости/5
sigrig
mirrinminttu
К годовщине битвы при Гастингсе, историков живо интерсуют многие вопросы - каким был флот Вильгельма Завоевателя? Какой была его армия? И почему, собственно, Вильгельм победил?



Дотошные историки и реконструкторы подсчитали, что всё не так просто. Если верить Гильому Жюмьежскому, кораблей было 694, плюс "бесчисленное количество ботов и шлюпов". Источник от тринадцатого века, “The Ship List”, перечисляет все корабли, давая нам число 778, и округляет его до 1000 - видимо, за счёт всё тех же "ботов и шлюпов".

Так вот, чтобы построить такой флот с нуля, 25.8 человек должды бы были работать по восемь часов в день, шесть дней в неделю в течение десяти месяцев, чтобы построить только один корабль класса Sea Stallion, реконструированный каркас которого хранится в Лондоне. Для того, чтобы построить флот в таких размерах, которые дают нам источники, Вильгельму просто не хватило бы рабочей силы. Тем более, что большая часть работ могла быть выполнена только высоко квалифицируемыми мастерами. Да и леса бы не хватило, собственно. То есть, флот не был построен - он был собран так же, как собирали флотилии и в более поздние периоды, путём аренды уже существующих плавсредств.

Но самым интересным, волнующим реконструкторов вопросом, был вопрос о конструкции кораблей, предназначенных для перевоза конницы. Как, собственно, перевозили лошадей? Кстати, мы говорим о трёх тысячах боевых коней с их рыцарями.



Существует гипотеза, что норманны пригласили средиземноморских специалистов, которые умели строить для византийцев, тоже часто перевозивших лошадей, особые палубы со стойлами, где каждая лошадь фиксировалась в своём "боксе". Тем не менее, расстояние в 2107 морских миль от Палермо до Нормандии потребовало бы путешествия продолжительностью в месяц - в один конец. При условии, что корабль будет двигаться восемь часов в день со стабильной скоростью 8 морских узлов в час. Конечно, скорость Sea Stallion достигала и 17 узлов на полном парусе, но, тем не менее, понадобилось бы около двух месяцев, чтобы собрать мастеров и привезти их в Нормандию. Более вероятно, что в Италию были посланы гонцы, а уж мастера добирались своим ходом на своих, готовых уже кораблях.

Идея о том, что флотилия Вильгельма состояла из б/у кораблей основывается, также, на известном всем морякам факте: новый корабль скачала должен быть "обкатан" капитаном и командой. Ни один ненормальный не отправился бы в плавание на корабле, который только-только спустили на воду.

Тем не менее, какое-то количество новых кораблей действительно было построено. Например, корабль самого Вильгельма, Mora. Он был построен женой Вильгельма, собственно - герцогиней Матильдой. Необычной чертой этого корабля была его головная фигура - не птица, дракон или лошадь, а ребёнок, одной рукой указывающий на Англию, а другой прижимающий к губам рог. Но почему Mora? Над этим странным названием думали долго, но не придумали ничего, кроме как гипотезу, что название запомнилось в истории неправильно, и корабль звался Mara - либо "дикая кобылица", либо "ночной кошмар", как угодно.

Если предположить, что все отправившиеся через Канал корабли были размерами равны Sea Stallion, то простые вычисления говорят нам, что размер армии Вильгельма Завоевателя был равен 42 640 чел. Тем не менее, это означало бы, что каждый третий взрослый норманн отправился завоевывать Англии. Реалистичнее было бы предположить, что с Вильгельмом отправился максимум каждый восьмой - то есть, около 10 000 человек, из которых 3000 были конными рыцарями. Это хорошо укладывается в тот факт, что после битвы Вильгельм наградил, в той или иной форме, 7 000 человек. То есть, потери норманнов были около 3000 человек.

Дополнения из комментариев http://mirrinminttu.diary.ru/p210885963.htm:

"При условии, что корабль будет двигаться восемь часов в день со стабильной скоростью 8 морских узлов в час. Конечно, скорость Sea Stallion достигала и 17 узлов на полном парусе,
Тут есть одно маленькое но.
Скорость в 17 узлов, о которой кричат драккаро...филы - это абсолютная максимальная скорость, показанная GPS. К сожалению это не означает способность корабля устойчиво двигаться с такой скоростью хотя бы минуту.
Для примера, моя абсолютная максимальная скорость во время похода в горы оказалась около 30 км/ч, но я не припоминаю, чтоби ломился по горам чуть медленней гражданина Болта на олимпийских играх. Вполне вероятно, что это была скорость в момент прыжка через ручей или же просто из-за ошибки позиционирования. Но в принципе я могу смело завлять - моя максимальная скорость в горах 30 км/ч, но на основании этого делать выводы о пройденном мной хотя бы за час пути - это не слишком разумно.
Так же и с кораблями из Роскильде, что с Жеребцом, что с любыми другими лонгшипами.
Нужно понимать, что GPS показывает максимальную скорость, но если посчитать среднюю скорость хотя бы за минуту рядом с максимумом, но результат разительно меняется.
В принципе логи показаний GPSa c Жеребца есть в онторнетах, в свое время на них натыкался, если поставить себе цель, то можно найти, скачать, посчитать.
17 узлов - это очень высокая скорость. Для драккара - запредельно высокая, заметно превышающая теоретически возможную для него исходя из формы и размеров корпуса, водоизмещения и площади паруса.
Если верить Гильому Жюмьежскому, кораблей было 694, плюс "бесчисленное количество ботов и шлюпов".
Боты и шлюпы здесь скорее всего рыбачьи лодки, способные передвигаться под парусом (не обязательно, кстати, способные, преодолеть более 100 км на веслах задача хоть и непростая, но вполне реалистичная).
Кроме того, следует учитывать, что подавляющее большинство кораблей, которые участвовали в перевозке войск даже близко не были аналогичны Если предположить, что все отправившиеся через Канал корабли были размерами равны Sea Stallion,.
Да, на гобелене из Байе изображены в основном лонгшипы, но надо понимать, что гобелен скорее всего создавался не непосредственными свидетелями, а по описаниям.
Это подводит нас к мысли, что многие моменты в нем могут быть несколько гиперболизированны создателями.
Тем не менее, для перевозки лошадей наверняка использовались крупные (по тем временам) торговые корабли типа кнарров (что, кстати, позволяет ответить, как же перевозились лошади), высокобортные, широкие и медлительные. И, что характерно, не слишком скоростные.
Вообще средняя скорость флота в средние века (и не только в средние) нужно прикидывать по самым медленным судам. Для флота вторжения это так же немаловажно, поскольку высаживать войско по частям, тем более высаживать всадников отдельно от лошадей, при том, что они основная ударная сила, несколько неразумно. Отсюда скорость передвижения флота 3-6 узлов, не больше, причем скорее ближе к 3 -4 узлам, чем к 5-6.
При этом я бы сделал ставку на то, что подавляющее большинство кораблей были не новой постройки. Для средневековья, что раннего, что развитого, что позднего вообще характерно использование торговых кораблей для перевозки войск и участия в боевых действиях на море. Содержание флота - дорогое развлечение и обеспечить флот, состоящий из полноценных боевых кораблей, достаточный для перевозки хотя бы 7000 человек и пары тысяч лошадей плюс припасы, не по карману ни герцогу нормандии, ни королю англии, ни франции - никому вообще.
Поэтому нужно смириться с мыслью, что красивых и грозных длинных кораблей было немного, а основная часть флота - это пузатые торговцы и мелкота типа "шаланды полные кефали". Увы.

"недавно об этом была статья в History Today. www.historytoday.com/martin-foys/shot-through-e... Но, вообще-то, про это много где пишут, даже в английской Вики про Харольда.
И почему, собственно, Вильгельм победил?
У нас в России перевели очень интересную книгу шотландского историка Йена В.Уолкера (Ian W.Walker) "Гарольд. Последний король англосаксов". Он довольно подробно расписывает битву при Гастингсе: все эти диспозиции, дислокации, кто и на каких холмах был, всякие стратегии противников, знаменитую англосаксонскую тактику "стена щитов" и т.п. Исходя из всех хроник и всяких других нарративных источников, англосаксы великолепно бились и стояли "словно вросшие в землю": во время сражения преимущество очень часто было на их стороне - ну, хоть взять тот момент, когда англосаксы смяли на фиг левый фланг с бретонцами и пошёл слух о смерти Вильгельма. Но гибель Харольда, а до этого и гибель его братьев Гирта и Леофвина, катастрофически сломила моральный дух англосаксов - "стена щитов" распалась и нормандцы попёрли уже вовсю. Короче, Годвинсона просто покинула удача.

А по поводу смерти Годвинсона - Уолкер удивляется, почему хронист Вильгельм из Пуатье, подробно описывающий ход битвы, обходит молчанием самый ключевой момент - гибель Харольда: написал только, что "его нельзя было опознать по лицу". Кстати, французский историк Мишель де Боюар в своей книге "Вильгельм Завоеватель" тоже обращает на это внимание и предполагает, что это из-за того, что нормандцы, вероятно, не по-рыцарски обошлись с королём, поэтому Вильгельм из Пуатье об этом стыдливо умолчал, дабы не портить репутацию нормандцам.
Существует ещё поэма Ги, епископа Амьенского "Песнь о битве при Гастингсе" (Carmen de Hastingae praelio). Ги был некоторое время капелланом Матильды и считается, что поэма была написана по её наущению в течение 18 месяцев после битвы (но некоторые историки оспаривают и авторство и сроки написания поэмы). Ги про гибель короля пишет страшные вещи. Когда Вильгельм увидел жестокое столкновение своих людей с хускерлами, защищавшими ставку Харольда на Бэттл Хилл, он галопом поскакал туда, взяв с собой Эсташа Булонского, Гуго де Понтье и одного из сыновей Готье Жиффара, сеньора Лонгвилля. Под их ударами Харольд пал: первый удар копья пробил щит и ранил его в грудь; другой попал в лицо, а третий пронзил живот. Сын же Готье Жиффара рассек Харольду бедро и забрал с собой отсеченную ногу :horror2: Уильям Мальмсберийский в своей хронике это подтверждает и добавляет, что Вильгельм, ужаснувшись такому зверству, выгнал из своего войска этого придурка.

Де Боюар пишет, что, якобы, версия со стрелой пошла из поэмы епископа Бодри де Бургей. Он видел в покоях Адели де Блуа, дочери Завоевателя, множество гобеленов, а у её кровати (!) - гобелен про завоевание Англии: "around her bed the conquest of England, William’s claims to the throne as Edward’s chosen successor, the comet, the Norman council and preparations, the fleet, the battle of Hastings with the feigned flight of the Normans and the real one of the English, and the death of Harold." Многие историки считают, что он видел именно гобелен из Байё, хотя он, вроде бы, описывал гобелен, расшитый золотом, - от этого отмахиваются, типа, епископ тут малость приврал. Де Боюар думает, что именно де Бургей неправильно понял сцену смерти короля на гобелене и стал автором этой версии про стрелу.
Французы с англичанами, кстати, постоянно ругаются из-за страны происхождения гобелена))) www.timeshighereducation.com/features/this-will...

А потомок Харольда (впрочем, как и Завоевателя) таки сидит на английском троне))) Благодаря... нашему Владимиру Мономаху, женившемуся на Гите, дочери Харольда Годвинсона. У их старшего сына Мстислава (Харольда) Великого была дочь Ингеборга, вышедшая замуж за Кнута Лаварда, 1-го герцога Шлезвига. От этого брака родился будущий король Дании Вальдемар I. Именно от него ведут свой род датские короли, в т.ч. и нынешняя Маргрете II. А прабабкой нынешней английской Елизаветы II была принцесса датская Александра, дочь короля Христиана IX. Ну, а так как его другая дочь Дагмар стала российской императрицей Марией Фёдоровной, то и наш Николай II был потомком Харольда.
Уолкер, кстати, оспаривает версию наших историков о дате смерти Гиты и считает, что она также была ещё и матерью Юрия Долгорукого. Забавно, коли так. Внук Харольда Годвинсона - основатель Москвы.

Мишель де Боюар тоже указывает, что, скорее всего, использовали kaupskip (букв.торговое судно), которыми вовсю пользовались в Скандинавии в XI веке, и было бы странно, если бы их не было в Нормандии. Кстати, он пишет, что викинги не перевозили лошадей на своих боевых кораблях - добывали лошадей на месте во время своих набегов (не слышала про такое раньше).

Содержание флота - дорогое развлечение...

Угу, Эдуард Исповедник на фиг ликвидировал весь постоянный королевский флот, созданный Этельредом II (около 40 кораблей с профессиональными командами, жалованье которым выплачивалось королём из специально собираемого для этого налога): сначала оставил 14 кораблей, затем 5, а в 1051 году полностью ликвидировал королевский флот и отменил налог на его содержание. Бедный Харольд - ничего-то ему не досталось!
Отсюда скорость передвижения флота 3-6 узлов,..Де Боюар очень подробно пишет про всякие циклоны-антициклоны, действовавшие в районе Ла-Манша в то время, про направление ветра во время низкого атмосферного давления, про изменившуюся береговую линию в Певенси (район высадки), квадратурные приливы и отливы. На основании этого он с точностью до минуты указывает время отплытия и высадки.
Изначально Вильгельм собрал все свои корабли в долине реки Дива (Див-сюр-Мэр) и вероятно планировал высадиться на острове Уайт, но долго не было южного ветра, народ стал роптать и он перевел свой флот в долину реки Соммы (Сен-Валери-сюр-Сомм), потеряв по пути множество кораблей и людей из-за шторма. 28 сентября прилив достигал максимума в 15.20, отплытие произошло в первые два часа отлива, т.е. к 17.40 все суда уже снялись с якоря. До Певенси - 63 морские мили (117 км). Корабли должны были плыть сгруппированно для отражения возможного нападения. Ветер был попутным, поэтому по мнению де Боюара самые тихоходные суда шли со скоростью 6-7 узлов, т.е. могли достичь берега за 9 часов. Но они должны были остановиться в море на несколько часов, чтобы не налететь в темноте со всей дури на берег, а попасть туда с восходом солнца к 5.30. Ги Амьенский описывает этот нормандский "порт среди моря" в своей поэме. Некоторые корабли таки сбились с курса и прибыли не в Певенси, а в Ромни. Местные жители встретили их очень неласково, за что Завоевать потом их покарал. После разведки местности нормандская армия была по морю переведена из Певенси на полуостров Гастингс.
де Боюар, к сожалению, не указывает с какой приблизительно скоростью могла идти "Мора" - флагман Завоевателя. Она была самой быстроходной. Вильгельм из Пуатье в своей "Gesta Willelmi, ducis Normannorum et regis Anglorum" пишет, что после ночного дрейфа флота в море, ещё до рассвета герольдом герцога был отдан звуком рога сигнал о поднятии якорей. И вот тогда-то эта быстроходная "Мора" усвистела к берегам Англии с такой скоростью, что обогнав всех, герцог просто на фиг потерял свой флот. "Картина маслом"(с): чуть брезжит рассвет, в паре миль от вражеского берега нарисовывается во всей красе великолепная посудина под красно-золотым парусом. Одна-одинёшенька на весь морской простор до самого горизонта...и тишина (с) Все на "Море" начали тихо паниковать, типа "шеф, всё пропало"(с). Но только не Завоеватель. Если верить Вильгельму из Пуатье (а он тот ещё подхалим был, его хроника - это ж просто ода Бастарду), то Завоеватель велел подать завтрак, плотно откушал, обильно всё запил вином, принял весёлый вид, стал шутить и уверенно говорить, что прорвёмся - наши скоро будут. Через некоторое время впередсмотрящий на марсе закричал, что видит четыре паруса, потом - ещё четыре, а вскоре - что "кораблей столько, что можно подумать, будто это лес, в котором на каждом дереве по парусу".


___________________

В Дании нашли очень необычную фигуру величиной в 5 см, изображающую мужчину со стильной пажеской прической и в шлеме с рогами. Находка, мягко говоря, удивила археологов, потому что рогатые шлемы считаются выдумкой девятнадцатого века.



В общем, рабочая версия состоит в том, что это не шлем с рогами, а нечто вроде диадемы, что, вроде бы, заметно на виде сзади:


  • 1
Основная прична победы нормандцев - та же, что и 15 лет спустя при Дирахии на варяжской варангой https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Диррахии_(1081)

Комбинация тяжелой конницы и лучников имела преимущество перед тяжелой пехотой

Есть и такое мнение. Но многие историки считают причиной потерю лидера.

Про потерянный флот - это реально прелесть :)))

Кстати, на ваш взгляд, насколько реалистична версия, что Бастард подгадал со временем, выжидая схватки Гарольда с Харальдом, чтобы добить победителя пока тот не очухался?

Не могу сказать - я не копала в том периоде глубоко. А глубокие раскопки имеют тенденцию сильно менять перспективу событий. Пока-то выглядит просто так, что Хардрага ввалился в распрю Бастарда с Годвинссоном чисто в качестве оппортуниста. Но как сложится паззл, если охватить всю ситуацию в Скандинавии, все особенности родства через браки политически активных династий (вплоть до Венгрии и России) - не знаю. Думаю, что картинка изменится, скорее всего. Мог ли Бастард просчитать реакции, мог ли на них как-то повлиять - не знаю. За ним даже враги признают исключительные способности стратега, способного продумывать наперёд, и чрезвычайно быстро планы воплощать.

Спасибо. На ваш взгляд, насколько норвежский фактор повлиял на исход противостояния Годвинссона и Бастарда? Каковы были бы шансы Гарольда (вроде бы серьёзного противника даже учитывая бой с Харальдом и марш-бросок после него) встречай он Вильгельма со свежим, непотрёпаным войском, имея больше свободы для выбора времени и места битвы?

Это зависит от того, насколько была сильна поддержка Годвинссону. Это ведь была семья-выскочка, имеющая многих врагов. А Бастард, собственно, изначально был обозначен Исповедником как наследник престола. Пока его не взяли за горло Годвинссоны, и не заставили изменить мнение. С Хардрагой было просто - он был захватчиком. И, собственно, именно благодаря этой битве войско Годвинссона явилось к Гастингсу в полном составе. Кто знает, явилось бы, если бы его собирали именно для отражения Бастарда.

Спасибо. в этом разрезе я ситуацию как-то не рассматривал...

поправлю уважаемую ТС
к Гастингсу явилась дружина хускарлов из под стамфордбриджа
Ополчение же собиралось в южных областях. Кстати, эти области уже лет 50 как под семьей Годвинов.
Так что войско он бы собрал.
И если бы не бешеный марш через всю Англию - он вполне мог бы блокировать Бастарда на полуострове, где тот высадился

про 17 узлов на этом корыте - сказки. 12-13 при очень большом везении и на пределе прочности мачты и корпуса, а скорей всего и того не будет, да и 17 узлов - это приличный очень ветер, а киля у корытца толком нет, можно и утопнуть:)
Все остальные скорости даже в вашей оценке завышены - там, где 6-7 узлов у торговцев - будет реально 4-5.

Не плавала, не знаю Главное - доплыли и завоевали.

  • 1