?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Кентербери, день третий и шестой - церковь св. Мартина
sigrig
mirrinminttu
Так получилось, что когда я в среду отправилась смотреть церковь св. Мартина, она была закрыта. Приход маленький, церковь маленькая, туристы до неё доходят редко. Поэтому и нет смысла держать двери открытыми каждый день.



Вход на церковный двор. Кладбище там, по местным меркам, громадное, около 800 могил разного периода.

Церковь старая. Она была ещё до того, как св. Августин Кентерберийский явился в Кент со своей миссией. Говорят, что именно здесь королева Берта слушала свои мессы. Она привезла с собой своего капеллана, Летарда. А поскольку она была принцессой, то и капеллан у неё был в чине епископа. Выглядел он так (фото не моё):



Найден этот медальон был в могиле шестого века, в которой была похоронена какая-то дама. Историки почему-то решили, что этот медальон Летард выдавал тем, кто обращался в христианство между его прибытием, и прибытием св. Августина. Хотя лично мне на ум приходит совсем другое. Медальон совсем крошечный, весит 1,57 граммов, и вообще похож на миниатюрные монетки того перида.

Так вот, говорят, что Берта с Летардом, восстановили старую римскую церковь, посвящённую св. Мартину, которая там уже была. Но думаю, что церковь привели в порядок до того, как Берта приехала, потому что вопрос веры был одним из условий этого брака.



Берта велела посвятить церковь св. Мартину Турскому, покровителю родного города. На самом деле, она не могла бы найти лучшего святого, чтобы привлечь к христианству воинственную англо-саксонскую элиту. Сын воина и воин, отслуживший, по-видимому, полный срок в 25 лет в римской коннице, Мартин стал христианином лет в десять, совершенно против воли родителей, считавших, что этим он закрывает себе карьеру, хотя христианство и было уже легальным в его время.



Крисматорий (crismatory)- контейнер 13-го века, содержащий три вида освящённого масла - для крещения, для облегчения болезни, и для конфирмации/благословения. Был найден в 1849 году, на самом верху облицовачной панели стены, куда его спрятали во времена протестантского террора.

Вообще первым биографам св. Мартина всегда было трудно смириться с тем фактом, что он, будучи христианином с детства, продолжал проливать кровь, будучи военным, всю свою взрослую жизнь. Потом это уже не рассматривалось конфликтом, но изначальное-то христианство было религией мира. Как и практически все религии, полагаю. Но это было давно.

Так или иначе, выйдя на пенсию, Мартин осел в Цезародунуме, нынешнем Туре, и стал учеником Илария Пиктавийского, тринитарианца, исповедовавшего догмат Троицы. Но кроме тринитарианцев, были ещё и арианцы, считавшие, что Иисус Христос - не Бог, а просто сын Бога, то есть, создание подчинённое. Арианцы были при дворе сильнее в то время, и Иларий в скором времени угодил в ссылку, а Мартин вернулся в Италию. Но не просто вернулся, а стал обращать в христианство всех, кого мог уговорить, и конфликтуя с арианцами.

В конце концов, ему пришлось укрыться на одном из островов Лигурийского моря, и дождаться, пока политический климат не переменится, и пока Иларий не вернётся из ссылки на свой пост епископа. Вообще-то жизнь отшельника Мартину подошла, поэтому он, вернувшись в нынешнюю Францию, основал нечто вроде монашеской коммуны на заброшенной вилле в Лигюже, где были все условия для достойного проживания. Позже это место, Ligugé Abbey, стало домом бенедиктинского ордена.

Так и жил себе Мартин, пока его не сделали епископом Тура. Говорят, что против воли, но за христианизацию Франции и уничтожение святилищ старых богов он взялся с такой энергией, что нежелание получить власть, которая дала ему возможность всё это делать, выглядит просто легендой.

Ну, в общем-то, со св. Мартином всё понятно, очень подходящий святой для миссии Берты. Из многочисленных историй, связанных с его жизнью, наиболее известна история о том, что однажды он спонтанно разрезал свой плащ пополам, чтобы прикрыть наготу нищего, просящего милостыню у ворот. Ночью ему приснилось, что Христос показывает эту половину плаща ангелам, и говорит, что Мартин укрыл меня. А наутро плащ оказался чудесным образом целым.



Поскольку внизу этого витража нет текста, от кого он и кому, то, предполагаю, что он довольно стар. Хотя, конечно, не с времён Берты. Потому что именно эту часть церкви, башню, построили уже норманны аж в 13-м веке.

Северное окно украшено витражами с изображением женщин, распространявших христианскую веру.





Амвон - это уже девятнадцатый век, но всё равно красивый.



А вот дальше – очень интересное место. Когда здесь нашли чьи-то кости в девятнадцатом веке, то предположили, что это – захоронение королевы Берты. На самом же деле, кости принадлежат какому-то старому мужчине, а Берта была похоронена в аббатстве св. Августина, разумеется.



Потому что Августин и прибывшие с ним использовали церковь св. Мартина только в качестве базы, до момента, как отгрохали себе аббатство и кафедрал. После чего церковь св. Мартина полностью потеряла для них своё значение, и в дальнейшем использовалась только в качестве приходской церкви. Но, кстати, для определённой группы населения эта церковь была чрезвычайно важна. Взгляните на это окошко в стене.



Через него прокажённые слушали мессу и получали причастие. Как я понимаю, в каждом городе тогда была только одна церковь, к которой были закреплены и местные, и проходящие прокажённые. В данном случае, это была церковь св. Мартина.



Крест на алтаре – стальной и новый, сделанный местным ремесленником в 1985 году. Он – копия того, что был раньше, деревянного, с виноградной лозой, символизирующей христианскую церковь. Деревянный крест тоже был не старым, а привезённым уже в 20-м веке школьниками из Бельгии. К сожалению, не могу сказать, почему, и что стало с более старыми алтарными предметами.



На витраже в центре – понятно что, а по бокам изображена история прибытия св. Августина, и крещение короля. Хотя есть мнение, что король успел принять христианство ещё до прибытия миссии из Рима, но, возможно, просто решили не упускать шанс всё красиво и показательно обставить.



Статуя Берты – тоже новодел, понятно, сделанный матерью Конкордией из Минстер Эбби в 1997 году. А вот то, что вокруг неё – это именно та самая англо-саксонская кладка с использованием римских кирпичей. Потому что именно эта часть, которая сейчас алтарная, и была изначальной церковью королевы.



Чаша для крещения водой была сделана норманнами, где-то в 1155-1165 годах. Когда-то это была верхняя часть колодца в Кентерберийском соборе. Пол – современник чаши. Обратите внимание, что изображение кажется объёмным за счёт подбора различных оттенков.





Вообще - церковь очень милая, и очень жаль, что сейчас она почти опустела. Туристы сюда приходят, но только небольшие группы любителей и знатоков.
Метки: