?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Инвалидность в Средние века - сила "материнского воображения"
sigrig
mirrinminttu


Поскольку средневековая наука рассматривала человека своего рода микрокосмом, находящимся в постоянном взаимодействии с макрокосмом окружающего мира, ничуть не удивляет, что в рассуждениях относительно здоровья младенца учёные того времени придавали большое значение «силе воображения» матери.

Никакой магии, опять же, чистая наука. Тогда считалось, что в мозге человека есть отдельные клетки, отвечающие за воображение. И, разумеется, влияющие через это на все процессы, происходящие в организме. Если мать, где-то на четвёртом месяце беременности, увидит в окружающих людях некоторые черты, которые она хотела бы для своего ребёнка, она инстинктивно коснётся лица или другой части тела, интенсивно процессируя увиденное, что, в свою очередь, отразится на формирование особенностей плода.

Гуморальная теория, как понимаете – «клетки воображения» формируют дух будущего ребёнка, поэтому, когда клетки воображения матери активируют её дух, он, через телесные жидкости, влияет на соответствующие клетки мозга плода, которые начинают формировать то, что им показывают, да ещё так интенсивно.

Проще говоря, здесь описывается, почему «яблочко от яблоньки не далеко падает», и откуда пошло представление «у них в роду все такие». То есть, речь идёт о наследственной передаче определённых особенностей личности родителей их детям, и о психическом состоянии матери во время беременности. Только говорится это прямолинейно: увидела-вообразила-получила.

Хорошо известна история о некой римской матроне, которая вдруг родила «эфиопа», потому что взглянула на эфиопа до того, как возлечь со своим мужем с целью продолжения рода. Мы знаем, что одного взгляда было бы недостаточно, и, вне всякого сомнения, об этом знали античные римляне, но объяснение спасло репутацию семейства. В конце концов, в роду мог быть какой-то спящий ген, занесённый в каком-то поколении через брак – империя была многонациональной.

Так или иначе, рассуждения о материнском воображении, влияющем на особенности ребёнка, привели к тому, что женщинам предписывалось не давать воли «фантастическим мыслям» во время полового акта, и не глазеть на всякие пакости во время беременности. Собственно, гораздо позже, уже во времена Тюдоров, страстно любивших всяческие придворные протоколы, когда дама удалялась в родильные покои, в них не было ничего, кроме спокойствия, красоты цветочных орнаментов, и почти полной изоляции от тревог и обязанностей окружающего мира. С точки зрения Средневековья, это всё было уже слишком поздно, потому что особенности будущего ребёнка закладываются на четвёртом месяце созревания плода, но какая женщина могла себе позволить удалиться из реала на полгода?

Нельзя сказать, что в Средние века люди ничего не знали о селекции. Знали, конечно. Ещё в Старом Завете описываются селекционные работы Иакова, которому Лаван разрешил оставить себе в виде оплаты любое животное не чистого цвета. Иаков занялся скрещиванием доверенных ему животных, и зарплата его оказалась гораздо выше той, которую наметил Лаван. Другое дело, насколько напрямую люди решались переносить селекционные знания на собственную породу. Это и в наши дни считается этически неприемлемым, хотя попытки расового и прочего генного селекционирования время от времени всплывают на поверхность.

Не обошли вниманием средневековые учёные и вопрос питания женщины во время беременности. Англо-саксонские тексты заявляют, что «если женщина на четвёртом-пятом месяце беременности часто ест орехи и жёлуди, и свежие фрукты, иногда это может привести к тому, что ребёнок родится глупым. А если она ест мясо быка, или барана, или козла, или вепря, или гусака, или любого животного-производителя, то иногда может случиться, что ребёнок родится горбатым или деформированным» («Anglo-Saxon Medicine» by M. L. Cameron).

Текст этот, правда, не только и не столько медицинский, сколько астрологически-магический, и доктор Мецлер предполагает, что здесь идёт речь о возможной бинарной оппозиции между женским и мужским, между «оплодотворителем» и «оплодотворённым».

Но лично я, на месте Мецлер, обратилась бы к специалистам в акушерстве и гинекологии, и поискала бы связь между избыточным потреблением протеина женщиной на четвёртом-пятом месяце беременности, и возможными патологиями плода на фоне почечной недостаточности матери. Что касается свежих фруктов, что чрезмерное их потребление может вызвать желудочные катаклизмы, но как расстройство органов пищеварения матери влияет на формирование плода? С одинаковым успехом речь может идти и о бактериальных заражениях через пищу, и это действительно уже серьёзно. В общем, иногда простые, рациональные объяснения лучше философских, с моей точки зрения.

Что касается теории «материнского воображения» беременной женщины и его влияния на формирование плода, то уже в девятнадцатом веке Карл Фридрих Маркс, немецкий терапевт и профессор, требовал изоляции калек и вообще всех, чьи болезни проявляются внешне. Он предполагал изолировать их в госпитали и специальные поселения от взглядов публики, среди которой могут находиться и беременные женщины, которые будут расстроены подобным зрелищем, что может отразиться на здоровье их собственных детей.

  • 1
До наших времён дожила "теория", известная как в России, так и в Норвегии, что если беременная женщина во время испуга схватит себя за какую-то часть тела, ребёнок родится с родимым пятном на этой части.

Ну вот, а кто-то говорит, что "тёмное Средневековье"))

А еще говорят, что если беременная вяжет, то ребенок в пуповине запутается.

И как статистически, подтверждается?

Не знаю статистики на этот счет, и есть ли она вообще. Думаю, обвитие зависит от многих факторов - длины пуповины, подвижности плода. Видела объяснение, что если беременная постоянно вяжет, то следовательно ведет малоподвижный образ жизни, а это вызывает гипоксию у плода, он от дискомфорта начинает хаотично двигаться и запутывается. Но думаю, объяснение притянуто за уши.
Хотя я лично во время беременности вязала,и ребенок слегка запутался в пуповине))

Обычно поверия как-то складываются из реальных, практических случаев. За ними всегда что-то стоит. Но мы не знаем всей цепочки, только утверждение и вывод. А в цепочке может быть масса условий, которые выпадают из конечного вывода. Интересно бы было узнать мнение акушерок по данному поводу.

"В общем, иногда простые, рациональные объяснения лучше философских, с моей точки зрения. " -
вот это да)

Я люблю рациональные объяснения)) Поэтому часто оказываюсь неправа))))

Рацио - путь логики. Отчего же "неправа?")

Потому что люди действуют чаще спонтанно, нежели логично.

В действиях людей, согласна, искать логику иногда бессмысленно.

  • 1