Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
"The Mythology of Richard III" - 1
sigrig
mirrinminttu
Скажу сразу – если кто рассматривает вопрос, покупать эту книгу или нет, но мало интересуется около-академическими дрязгами, то покупать её не стоит. Потому что решительно ничего нового в ней нет. Всё уже рассматривалось в предыдущих книгах Эшдаун-Хилла, обо всём я писала. А вот тем, кто небезразличен именно к самому Джону, книгу купить стоит. Потому что в ней он конкретно пишет о своих заслугах перед делом Ричарда III, и конкретно описывает козни, которые против него устраивались. Не все козни, замечу. Но нельзя же сжигать за собой совсем уж все мосты, так что я его понимаю. «Мифология» вокруг Ричарда, о которой он пишет – это не только классическая мифология, которая уже разобрана и опровергнута буквально построчно. Это ещё и та мифология, которая создаётся сейчас.



В последний год действительно было много достаточно корявых заключений, предположений и выдёргивания фактов из контекста, на это нельзя было не обратить внимания. Вплоть до большой статьи в History Today о том, что катавасия вокруг останков Ричарда полностью соответствует средневековому культу реликтов. Написано бойко, но бровь при прочтении невольно поднимается. Как и в случае скоропалительных выводов о прижитых дамами на стороне бастардах, воспитанных представителями аристократического рода. Никто не говорит, что этого не случалось. Но никто не может с уверенностью утверждать, что это случилось в данном случае.

Итак, поехали!

Йорк, или Лестер, или…?

Утверждается, что для севера Англии Ричард был своим, северянином. Не был. Разве что через Невиллов, в гнезде которых воспитывался его отец. Но вообще у Мортимеров земли были по всей Англии - юг, восток, Ирландия. Ричард не родился на севере. Он родился или в Фозерингее, или в Беркхемстеде. Точно не известно. А вот детство его, судя по изотопному анализу, прошло в Фозерингее. Или в любом другом месте в Нортхемптоншире. В Миддлхеме Ричард провёл лишь пажеские годы у Варвика. Это никак не делает его северянином. Что, впрочем, никак не аннулирует факт, что к северу Ричард был привязан. Или просто старался держаться максимально далеко от Лондона.

Тем не менее, в самом Лестере Ричард был при жизни всего трижды – с 17 по 20 августа 1483 года, когда он ехал в Ноттингем. И потом переночевал в Лестерском замке 22 октября. В Лестерском аббатстве он провёл несколько часов на пути из Ноттингема 31 июля 1484 года. И, наконец, с 19 по 21 августа 1485 года он был в Лестере перед своей последней битвой.

Гостиница и кровать

Многие авторы пишут, что в свою последнюю ночь Ричард не спал, предчувствуя поражение при Босуорте. Тем не менее, факты говорят о том, что если Ричард и был чем-то в тот период вплотную заинтересован, так это своими брачными планами. «Граф Ричмонд» занимал его постольку поскольку, и не больше. Что касается гостиницы «Белый Вепрь», который после Босуорта срочно перекрасился в «Синего Вепря», то вопрос стоит так: с какой стати Ричард вообще остановился бы в гостинице, если в его распоряжении был королевский замок в Лестере? Более того, поскольку он собирал армию, он нигде в другом месте и не остановился бы! И утверждения, что гостиница была выбрана из-за плохого состояния замка, выглядит странным. Если Ричард там останавливался в1483 году, как за 2 года королевский замок мог превратиться в нечто нежилое?

Легенда о «Белом/Синем Вепре» возникла в 1580-х, когда Агнес Кларк, супруга тогдашнего владельца «Синего Вепря», наводила порядок в спальнях, и под одной из кроватей нашла средневековую золотую монету достоинством в один ангел. Заинтересовавшись, откуда вдруг под кровать пролился золотой дождь, Агнес хорошенько обследовала кровать, и нашла в ней тайник с некоторым количеством золотых монет. Супруг Агнес был парнем с воображением и деловой хваткой, и вскоре заговорили, что данная кровать была той самой кроватью Ричарда III, которая тщетно осталась ожидать своего хозяина в тогда ещё «Белом Вепре».

Вскоре легенда была готова: король переночевал в «Белом Вепре», где спрятал в своей кровати карманные деньги, собираясь забрать и кровать, и деньги после битвы. Но битву выиграл Генри Тюдор, и хозяин быстро перекрасил белого вепря в синего, потому что синий вепрь был геральдическим зверем де Вера. А кровать так и осталась в гостинице.

Всё бы ничего, но гостиницы «Белый/Синий Вепрь» в Лестере 1485 года не было. Гостиница «Синий Вепрь» появилась только в 1570-х. Так что чья бы кровать с золотыми монетами ни нашла свой путь в комнаты гостиницы, к Ричарду никакого отношения она не имеет.
Поместье Донингтон тоже демонстрирует некую кровать, утверждая, что это – Та Самая Кровать. Но эксперты заявили, что большая часть этой кровати сделана в семнадцатом веке. И что даже существующая нынче кровать сильно отличается от той, которая была зарисована в 1777-м году. То есть, её и потом перестраивали. Но это не помешало группе «охотников за привидениями» провести ночь за этой кроватью, и потом утверждать, что дух Ричарда в кровати до сих пор обитает – они слышали его голос. Возникает вопрос, с чего они взяли, что Ричард вообще спал в Донингтоне. Или в «Белом/Голубом Вепре».

Но легенда живёт, поддерживается и процветает. И демонстрируется. Как, например, на картине 1880-го года, приобретённой университетом Лестера. (От себя - по поводу которой Ричард Бакли прочувствованно высказался: «In my view, Fulleylove has really brought to life the departure of Richard III from the Blue Boar on the morning of 21st August 1485. Although he could not have painted the inn from life, as the building had been demolished 40 years previously, Fulleylove based his picture on engravings by John Flower which are now known to be accurate representations of the building». К слову сказать, Джон Флоуэр жил в 1793-1861гг).



Белая лошадь и бессонная ночь

Да, та самая. На которой Ричард красуется перед «Синим Вепрем», которого в 1485 году не было. Лошади, той белой лошади, там тоже не было. Хотя Шекспир даже дал ей имя – White Surrey/Syrie. Здесь Джон пускается в длинные рассуждения о том, насколько в принципе корректно назвать какую-то лошадь белой. Потому что она может оказаться и «серой», хотя несколько экземпляров чисто белых голубоглазых лошадей существуют. Некоторое время считалось, что лошадь по имени White Surrey у Ричарда была. Но потом выяснилось, что манускрипт неправильно прочли. Так что никаких внятных указаний о том, на какой лошади Ричард поскакал в последнюю атаку – не существует.

То же самое и с бессонной ночью. Ночь могла быть бессонной, но вряд ли по причине угрызений совести, как утверждает Шекспир. И вообще, бессонной была и ночь Генри Тюдора, который вообще исчез на некоторое время из своего лагеря. Что мучало его?

Далее разбираются истории с последней мессой и последней битвой. Об этом по тегу есть уже столько информации, что повторяться смысла нет. Как и относительно легенд по поводу того, что стало с телом Ричарда. Мы знаем, что с ним стало. Теперь знаем. Джон пишет, что кости в могиле были расположены таким образом, что голова была выше тела. То есть, кости не располагались строго горизонтально. И это привело к тому, что Джо Эпплби, предполагавшая, что череп находится ниже того места, где он был в действительности, со всей дури тюкнула по нему своей киркой, и проломила. То есть, одна из предполагаемых ран на черепе Ричарда сделана этой дамой. Какая ирония… Никогда не слышала об этом факте до того, как Джон о нём написал.

Так где же Ричард «хотел быть похоронен»? Не в Лестере – это точно. И не в Вестминстере, рядом с Анной, как многие предполагали. Анну похоронили достаточно скромно, в месте, где возведение королевской гробницы совершенно невозможно. Герцог Глостер, лейтенант короля на Севере, мог рассматривать в качестве подходящего места для своего погребения Йорк Минстер. Но фактом остаётся то, что там никогда не хоронили королей. Так что король Ричард III вряд ли рассматривал Йорк Минстер местом, подходящим для погребения короля. Похоже на то, что он собирался быть похоронен там же, где был похоронен его брат-король, и куда он велел перенести останки короля Генри VI – в Виндзоре, в часовне Сент-Джордж. Вместе со своей второй женой, разумеется, с которой он надеялся создать новую династию.

Разумеется, Ричард совершенно чётко распорядился насчёт своих похорон. В завещании, написанном перед битвой. Подобная практика была практически незыблемой, и нет никаких поводов предполагать, что Ричард ей не последовал. И завещание, конечно, было найдено кем-то после его смерти. Проблема с ним в том, что в завещании должен был быть указан и преемник короны. Поэтому такое завещание никак не могло пройти обычную процедуру заверения церковным судом. А практически все дошедшие до нашего времени средневековые завещания – это именно копии из архивов этих судов. Было ли завещание уничтожено, или его ещё найдут – неизвестно.

Таким образом, практически все спекуляции относительно того, как был похоронен Ричард в 1485 году – легенды нашего времени. Нет, руки короля не были связаны. Положение его рук типично, как видно из надгробий того времени. Они были сложены именно так, чтобы в них был вложен небольшой деревянный крест. Нет, его не просто бросили и закопали. Слова Полидора Виргила означали просто то, что Ричарда похоронили без королевских почестей. Нет, ничего необычного в том, что тело было выставлено на обозрение, нет. Это тоже было обычной практикой. Тело Эдварда IV было захоронено с почти неприличной поспешностью, но и оно выставлялось на обозрение.

Что касается того, как выглядела гробница Ричарда, заказанная Скрягой, тоже немало легенд. Джон предположил, что она была идентичной гробнице Джона де ла Поля, герцога Саффолка. Логично, потому что похоронный бизнес в Англии имел свои тренды, которые чётко прослеживаются. Университет Лестера заказал свою версию Джилл Атертон, которая изобрела нечто, плохо вписывающееся в немалую для тех времён стоимость монумента. Версия, сделанная университетом де Монфора, хороша, но содержит одну ошибку: в пятнадцатом веке изображение короля было бы сделано из алебастра, а не в виде плоской бронзовой аппликации.

Метки:

  • 1
Спасибо за подробный обзор. Вряд ли я смогу прочесть эту книгу, поскольку английск5им не владею. А так, хоть буду в курсе информации.

Ну и отлично, что не только для себя пишу)))

Очень-очень интересно, спасибо! Давно вас читаю и радуюсь, что благодаря вам есть возможность ознакомиться с англоязычными источниками!

Да, я на примере исследований по русской истории убедилась, что лучше читать исследователей, для которох контекст культуры исследуемой среды - родной. А то всё можно неправильно понять и объяснить.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account