?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Средневековый доспех - 2
sigrig
mirrinminttu
Окшотт считает, что римский доспех не оказал влияния на развитие средневекового доспеха. А вот «варварский» – да. Готы, покорившие Италию в пятом и шестом веках, были экипированы так же, как и воины Вильгельма при Сенлаке, и крестоносцы двенадцатого и тринадцатого веков, с незначительными изменениями. Они передвигались на мощных боевых конях, сражались копьём и широким мечом, носили шлемы и кольчужные рубахи, и имели щиты. Кольчужный доспех оставался главным вплоть до 1350 года, и только потом ему на смену пришли металлические доспехи.



Рисунок слева демонстрирует кольчужный доспех образца примерно 1250 года, сверху показано пересечение колец кольчуги. Справа – доспех образца 1360 года, который главенствовал в Европе с 1350 по 1420 гг.

Известно, что для защиты воинов использовались и другие материалы. Например, во Франции времён Шарля Шестого были доспехи для людей и лошадей (инвентарий от 1411 года), сделанные из сирийской кожи. Также известны роговые доспехи, и доспехи из китового уса.

Кольчужный доспех всегда был сделан из гибкого материала, очень прочного и не слишком тяжёлого, способного защитить от режущих ранений, но уязвимый для колющих ударов. Он был хорошей защитой о от обычных стрел, но был бесполезен против стрел арбалета и длинных луков Уэльса и Англии. Кольчужный доспех был сделан из железных колец, каждое из которых переплеталось с четырьмя другими. До начала четырнадцатого века, кольчужные кольца делались из железной проволоки и склёпывались на концах, потом в обиход вошли сплошные кольца, отперфорированные из тонкого металлического листа. Такие кольца располагались в шахматном порядке со склёпанными.



Одежда из кольчуги (рубашки, леггинсы, капюшоны, рукавицы) делалась по тому же методу, что и вязаные вещи, увеличением и уменьшением числа колец в ряду или количества рядов – в зависимости от того, куда шла линия. Никаких «выкроек», конечно, не сохранилось, но анализ дошедших до наших дней образцов кольчужной брони не оставляет сомнения, что такой доспех создавался по схемам для вязания.



Что касается металлической брони, то нет никаких точных знаний о том, как именно она делалась. Учёные изучили старинные иллюстрации, изображающие оружейников за работой, изучили списки инструментов, и составили представление хотя бы о том, как выглядела средневековая оружейная мастерская. Также, в период между 1298 и 1344 годами, итальянец Гальвано Фиарнма написал труд под названием Chronichon Extravagans, из которого можно понять, что среди оружейников (во всяком случае, оружейников Милана) существовала специализация – оружейники нанимали ремесленников, которые делали только определённые части доспеха. «У нас можно найти значительное количество ремесленников, которые делают любые виды брони – хауберки, нагрудники, пластины, шлемы, подшлемники, воротники, латные рукавицы, наголенники, набедренники, наколенники… И есть те, кто делает только хауберки, не говоря о бесчисленном множестве тех, кто работает на них и делает кольца для кольчуг с великолепным искусством. Есть также те, кто делает щиты большие и малые, и гербы в невероятных количествах», - писал Фиарнма.

Металлический доспех делался из стали или сталистого (перлитного) чугуна. Болванка ковалась в плоские пластины вручную или молотами с водяным приводом. Затем пластины разрезались по шаблону на разные части, которые потом ковались по форме на колодках. Похоже на то, что средневековые оружейники работали с холодным металлом, хотя некоторые детали, типа закруглённых краёв, наверняка выполнялись с подогревом материала.

Но формирование разных частей металлического доспеха было самой лёгкой частью процесса. Мастерство начиналось с подгонки одной части к другой. Малейшая несостыковка – и доспех не защитит воина, не будет гибким, и оставит опасные бреши в обороне носящего. После подгонки части доспеха отправлялись на чистку и полировку. Если доспех украшался, он отправлялся дальше, к мастерам, которые делали украшения, и, затем, к тем, которые укрепляли их на доспехе. Затем для доспеха делалась подкладка и он располагался в надлежащем порядке.

Хороший доспех имел ещё одну особенность: вариации толщины металла. Нагрудник всегда был толще наспинника, и наспинник толще наручей и наголенников. Сам нагрудник был толще в центре, чем по краям, и передние части шлемов были толще, чем задние. Мало этого, изнутри поверхность доспеха была мягче, чем снаружи! Учитывая то, что внешняя поверхность доспеха была настолько твёрдой, что на ней практически невозможно сделать царапину, можно предположить, что эта поверхность обрабатывалась каким-то составом, или каким-то способом, нам не известным. Известно, что во времена Столетней войны некоторая французская броня была специально сконструирована отражать стрелы, пущенные из длинных луков англичан – они просто скользили по ней. Тем не менее, та же броня не была непроницаемой для ударов боевым молотом, топором или мечом.

Сколько весил металлический доспех? Доспех 1470-го года весил не больше (а иногда и меньше), чем полная выкладка солдата-пехотинца Первой мировой войны. За средний вес можно принять 57 фунтов (около 26 кг), распределённых по всему телу воина. Было ли сложно его надевать? Нет, если это был хороший доспех, потому что части хорошего доспеха идеально подгонялись друг к другу. Более того, многие уже заказывали доспех по собственным меркам – из Милана или Аугсбурга. Оружейникам посылались или восковые слепки частей тела заказчика, или, как в случае с герцогом Турени в 1386 году, хотя бы дублет (это был Луи Первый Орлеанский, младший брат короля Шарля Шестого).



Луи - на первом плане

Самой уязвимой частью доспеха был тот, кто этот доспех носил. Да, будущий рыцарь начинал привыкать к нагрузке с раннего детства, но в любом, самом лучшем доспехе, человек быстро перегревался и терял зачастую критическое количество влаги с потом. Поэтому рыцарские стычки обычно были яростными и короткими. Если они затягивались, результатом могла быть смерть не от вражеского оружия, а от кровоизлияния, как это случилось с Эдвардом Лэнгли, 2-м герцогом Йоркским, который умер во время битвы при Азенкуре.


  • 1
(Удалённый комментарий)
Получается, что не у римлян, два разных направления. Дальше будет довольно подробно - как, что, откуда.Основательный труд. И вообще ничего лишнего, поразительно. Как-то заобожала Окшотта за эту кристальную ясность. Писать о рыцарях, писать живо, и ни одного слова-паразита для красивости. Причём, совершенно нет чувства, что читаю конспект.

  • 1