Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Миниатюры и портреты
sigrig
mirrinminttu
Зашёл разговор о миниатюрах к предыдущему посту. Они отнюдь не древние, они из пятнадцатого века.

Ян ван Эйк писал раньше. Вот этот портрет ювелира написан в начале 1430-х годов, на десять лет раньше, чем миниатюра-иллюстрация к "Парцифалю"





Роджер ван дер Вейден написал эту сцену в 1445 году:



Робер Кампен писал тоже до 1440 года:



Но это фламандцы, посмотрим, что творилось в других местах, ведь миниатюра сделана в Германии.

В Италии у нас был Уччелло:



Андреа дель Кастаньо:



В Германии Конрад фон Зост в искомом пятнадцатом веке писал отнюдь не примитивно, лет за 20 до момента, когда была написана миниатюра:





Стефан Лохнер в 1445 году:



Во Франции в то же время творил Жан Фуке, чья нетипичная Мадонна известна всем:



Несколько непонятно дело обстоит с Англией. Очень трудно предположить, что там портретов вообще не писали. Но их, тем не менее, нет. Учитывая турбулентную историю островного королевства, можно обоснованно предположить, что портреты писались для тех, кто потом максимально пострадал от репрессий Реформы. Во всяком случае, в тринадцатом веке с живописью в Англии было отнюдь не хуже, чем в других странах. Если не лучше, если судить по образчику из Вестминстера:



Вильтонский диптих был написан в 1390-х годах, и он тоже вполне соответствует европейским трендам того времени:



Так в чём же дело, почему миниатюры этого времени выглядят настолько косенькими? Я сначала выдвинула предположение, что миниатюры, иллюстрации, писались в определённом стиле. На сайте Музея Книги я нашла этой идее подтверждение:

"Искусство западноевропейской книжной миниатюры прошло несколько этапов развития:
I. Иллюстрации Меровингского периода (V - первая половина VIII в.), в которых доминировал упрощенный стиль.
II. Период больших орнаментально-декоративных инициалов и страниц-ковров в ирландской книге (VIII-IX вв.).
III. Миниатюры времен Каролингского возрождения (VIII-IX вв.).
IV. Иллюстрации периода правления императоров Оттонской династии (X-XI вв.), для которых характерно сочетание условно схематического и монументального стилей.
V. Аллегорические миниатюры так называемого романского стиля (XII-XIII вв.).
VI. Миниатюры готической эпохи (XIII-XIV вв.), которые в дальнейшем заметно повлияли при становлении ранних форм европейского станкового искусства.

Главной чертой миниатюр церковных книг была каноничность изображений. Внешность священных персонажей, композиция библейских эпизодов повторялись без существенных изменений как на иконе, так и в миниатюре. Это позволяло безошибочно узнавать канонические образы или определенные сюжеты историй Священного Писания"

Ладно, но "Парцифаль" - не столько роман о духовности, сколько роман рыцарский. Допустим, миниатюры выполнены в таком странном для пятнадцатого века стиле потому, что и они являлись иллюстрациями, как иллюстрации к псалтырям. Но если взглянуть на дату, когда написан роман (1210 год), и посмотреть изображения начала тринадцатого века, то всё становится на свои места. Более того, именно в подобном стиле сделаны в пятнадцатом веке иллюстрации и к Манесскому Кодексу 1300-го года. Почему бы не предположить, что иллюстраторы просто старались сделать картинки в стиле, современном текстам?


  • 1
Думаю, все гораздо проще - уровень мастерства был разный. И сейчас, когда живопись является чрезвычайно доступным предметом обучения, рисуют великолепно отнюдь не все. То же, только с эффектом умножения, можно экстраполировать на более ранние времена. И тогда были мастера иллюминирования совершенно не уступающие современным им художникам. Есть изумительные часословы 14-15 вв, например https://en.wikipedia.org/wiki/Book_of_Hours_of_Simon_de_Varie.

Это да, но что-то мне слабо верится, что дорогущий манускрипт доверили раскрашивать неумехе. Всё-таки склоняюсь к версии "под эпоху".

ну почему неумехе, может, это был лучший доступный мастер. Телефонов, самолетов и интернета тогда было... ээээ.... совсем не было :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account