?

Log in

No account? Create an account
Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Католический кафедрал в Нориче
sigrig
mirrinminttu
эта панорамная фотка из Википедии, дальше - мои



Ну не прелесть ли? Я к нему побежала в первый же вечер, благо жила на той улице. Внутри было уже довольно темно и совершенно безлюдно, и я решила оставить фотографирование на дневное время. Как потом выяснилось, темно и безлюдно в соборе и днём.







Мне кажется, что пустынность католического кафедрала объясняется не столько тем, что католицизм в Англии - явление маргинальное, сколько тем, что этот кафедрал сам по себе чрезвычайно замкнут. Люди придут, послоняются по пустому храму, где и спросить что-то не у кого - и уйдут. Конечно, можно зайти в крыло, где находится кафе и сувенирный магазин, и там будут люди, но они ничем не смогут помочь. Человека, ответственного за пиар, в кафедрале явно нет. Хорошо ещё, что хотя бы кафе пользуется спросом. Внутренний дворик так красив!





О туре на башню, заявленном в буклетике собора, к 11 часам четверга никто ничего не знал. Дождались окончания процесса поиска знающих не все. Собственно, была я, семья из трёх человек, и какой-то мужчина. Многие ушли, не получив ответа, есть туры или нет, потому что персонал в магазине только отмахивался, что ничего не знают. До 11:15 никто не появился встретить прибывших. Ну, люди и ушли. Жаль, потому что этот собор совершенно уникален.

Для начала, он построен всего-то в 1910 году, а не тысячелетие назад, как можно подумать. Во-вторых, он полностью выстроен на деньги одного человека. В-третьих, он изначально строился как гигантская церковь, а не собор. Разницу, возможно, поймут активные католики. Она вот в чём:



Говорят, что если эту композицию мысленно опустить вниз в соборе, она окажется строго по центру. В церкви же она слегка сместится влево, образуя так называемый "угол слёз". Похоже, что все присутствующие, кроме меня, прекрасно поняли, о чём идёт речь, поэтому допытываться я не стала. Я знаю, в чём заключается смысл - в том, что на кресте распят тот, кто взял на себя грехи человечества, и, соответственно, дал возможность грешникам раскаяться. А слеза раскаявшегося грешника - это, согласно библейской легенде - самая драгоценная вещь в мире:

“We shall not be accused of not having performed miracles. We will not be accused of having failed to be theologians or contemplatives. But we shall surely have to answer to God for not having wept ceaselessly for our sins.” - St. John Climacus

“Whoever seeks deliverance from sins will find it in tears and weeping, and whoever wishes to advance in building up virtue will do so through weeping and tears.” - St. Anthony of the Desert

Но как связать это с архитектурной особенностью - я не знаю. Разве что это отсыл к "компате слёз", Room of Tears, в Ватикане. Это крохотная комнатка, находящаяся слева от алтаря в Сикстинской капелле, где кардинал, ставший папой, переживает момент смешанных эмоций - счастья и ужаса перед неимоверной будущей ответственностью.

Так вот, потом-то я поняла, что доказательство того, что церковь является новостроем, всё время было у меня перед глазами, всё утро. Аллюминивые крыши! Кстати, в те годы, когда эта церковь строилась, аллюминий был ещё баснословно дорог. Он долго был дорог, пока его не научились извлекать из бокситов по другой технологии. И крепления потолка было сделано тоже по совершенно новой технологии, из скандинавской сосны:



Короче говоря, для своего времени церковь, посвященная св. Иоанну Крестителю была буквально последним словом архитектурного искусства. Проектировал её в нео-готическом стиле Джордж Гильберт Скотт-мледший. Очевидно, ограничений в бюджете совершенно не было, но проект всполошил городские власти своим размахом.

Дело в том, что процесс декриминализации католицизма в Англии начался только в 1760 году, и в Лондоне, например, на подготовку акта о декриминализации толпа ответила массовыми анти-католическими погромами, во время которых сотни католиков были убиты. Перелом в общественном мнении случился только во время ВФР, когда ужас перед происходящим во Франции вернул часть англичан в консервативное русло, а остальных сделал гораздо более терпимыми к традициям.

Тем не менее, все богословы Оксфорда ещё лет тридцать писали трактаты по поводу того, будут ли католики, если их легализировать, верны короне, и признает ли католическая церковь превосходство протестантской церкви? Именно около 1851 года англиканская церковь перестала быть проповеднической, а приобрела черты официальной ритуальности. Именно в 1850-х была чётко определена церковная иерархичность в административном плане. Например, ни один город, в котором уже был англиканский кафедральный собор, не мог иметь католического собора, дабы не разжигать про-католические настроения. Также католические кафедралы было разрешено размещать только там, где это было обосновано исторически - в Лидсе, Саутварке, Вестминстере, Миддлборо, Салфорде и Клифтоне.

Ситуация начала меняться уже в 1870 году, когда индустриализация Англии вызвала быстрый прирост малообеспеченного католического населения в городах. На этой волне католическая церковь, основной составляющей которой была благотворительность, стала стремительно расти. Норич, тем не менее, долго оставался практически чисто протестантским городом, католическое население которого ютилось в двух маленьких часовнях.

Всё изменилось в 1877 году, когда 15-й герцог Норфолк, Генри ФитцАлан-Говард, женился на леди Флоре Эбни-Гастингс.



Он решил построить в честь своего счастливого брака церковь. А поскольку Говарды всегда оставались семейством католическим, то сэр Генри решил построить грандиозную католическую церковь. Архитектор Скотт-младший был, кстати, бывшим протестантом, перешедшим в католицизм. А размеры церкви построенной в виде креста, имеющей в длину 275 футов и в высоту 80 футов, поражали. Башня поднимается над этой высотой ещё на 80 футов.

В общем, отцы города решили, что строить такую громадину никто герцогу не разрешал, и Говарду пришлось в 1892 году буквально выкрутить разрешение, мило написав, что он, конечно, может ограничиться и указанными в разрешении размерами, но результат будет странным. А красивый собор он построит в другом месте. Разрешение дали, и в 1894 году строительство нефа было закончено, и церковь открыла двери для паствы. Полностью церкоь была построена в 1910 году. А в 1976 году она взяла на себя функции кафедрала.

Принесло ли строительство церкви в честь счастливого брака герцогу Норфолку счастье? Увы, нет. Единственный сын, родившийся в 1879 году, был физически и умственно неполноценным. Сама Флора умерла в возрасте 33 лет. Учитывая то, что первый камень в фундамент церкви был заложен в 1884 году, своим жестом сэр Генри одновременно укоротил злые языки и выразил уважение, любовь и поддержку своей леди, которая, несомненно, страдала из-за сына, и, скорее всего, была весьма нездорова сама.

Конец же в этой истории счастливый. Через много лет вдовства, герцог женился на своей двоюродной кузине, с которой у него было аж четверо совершенно здоровых детей, и титул перешёл к сыну сэра Генри от этого брака. Сын от первого брака к тому моменту уже умер.


15-й герцог


16-й герцог
Метки:

  • 1
Для новодела церковь прекрасно смотрится!

Насчет католицизма - всегда считала, что "истреблять" его начали ещё при реставрации монархии в 17 в. Ну, может, не так рьяно...

А Говарды... Несмотря на то, что все поколения были католиками, занимали отнюдь не последние посты при дворе)
Впрочем, и натерпелись за своё упрямство, если вспомнить Томаса Говарда, 4 герцога Норфолка, которого казнили и лишили титула, а дальше - Филиппа Говарда, 20-го графа Арундела, заточённого Елизаветой в тюрьму пожизненно, которого к лику святых причислила католическая церковь.

Говарды - это отдельная тема))))

Я писала о Говардах отдельно, интересное семейство. Помимо "старого Джока", мой бесспорный фаворит - третий герцог. Это не просто личность, это Персона!

  • 1