Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Про джилбертинский орден и то, как "забыли про овраги"
sigrig
mirrinminttu
Для начала, кто такой Джилберт Семпрингхемский. Норманн, сын лорда-помещика. Кем была его мать, официальная биография умалчивает, но Лейзер упоминает, что она была англо-саксонкой, причем не происходящей из благородного рода (Католическая Энциклопедия говорит «простонародного происхождения»).

Джилберт Семпрингхемский

Одно это закрывало сыну лорда карьеру рыцаря и воина в конце 11-го века, но была еще одна причина. Мальчик имел какой-то физический недостаток. Отец отправил его учиться в Париж изучать теологию. Форевилл и Кейр в своей «The Book of St Gilbert» пишут, что в детстве сын лорда был обычным избалованным, ленивым и вредным мальчишкой, которого никак невозможно было заподозрить в «благородстве духа».

Католическая Энциклопедия упоминает, что Джилберт вернулся после учебы в поместье, где отец пожаловал ему церкви в Сепрингхеме и Тирингтоне и доходы с них. Через короткий промежуток времени Джильберт также примкнул ко двору епископа Линкольнского в качестве писца. Замечу, что он не принимал сана к тому времени.

После смерти епископа, его преемник решил сделать Джильберту приятное, и пожаловал его званием дьякона и священника, чему Джильберт подчинился против своей воли. К тому времени все доходы от Тирлингтона уже шли в пользу бедных, и Джилберт жил при дворе епископа только на доходы от Сепрингхема. После смерти отца он уноследовал всё, и отправился управлять поместьем, резко отказавшись от сана архидьякона при епископском дворе.

Имея квалификацию учителя, Джилберт начал преподавать в школе для бедных. К 1131-му году он отобрал среди своих учеников семь девочек, и организовал для них в Сепрингхемской церкви отдельную пристройку, где они жили и продолжали учиться. Для них он назначил еще семь девочек в качестве прислуги, они должны были покупать своим хозяйкам все необходимое и передавать затем через небольшое оконце в двери.

Как и следовало ожидать, очень скоро и служанки потребовали от Джилберта разрешения постричься и примкнуть к своим хозяйкам. Даже Католическая Энциклопедия пишет вполне откровенно, что для девочек, выходцев из среды беднейших крестьян, стать монахиней означало совершить головокружительный взлет по социальной лестнице: большая часть женского духовного сословия была представлена дамами куда как более высокородными. Лейзер вообще проводит параллели с устройством на работу: в Средневековье женщины очень тщательно взвешивали возможности, которое дает им замужество с тем или иным кандидатом, или возможность монастырской карьеры.

Джилберт Сепрингхемский, похоже, не смирился с возложенным на него против воли саном до самой старости. Только почти перед самой смертью (а прожил он до 108 лет), он принял обет священника. Он даже не был особенно религиозен, как отмечает Энциклопедия (хотя и был канонизирован за свою работу). Его деятельность была деятельностью с чисто социальным контекстом. Потому что следующим его шагом было набрать в хозяйство мужчин, часть из которых была настолько неимуща, что Джилберт давал на них деньги чуть ли не с самого их рождения, часть вообще была рабами, которых освободили в качестве жеста в сторону церкви и лорда, остальные были просто пригретыми бродягами.

К 1147 году Орден Джилбертинцев начал свое полноценное существование в Хаверхольме, Линкольншир. Вернее, джилбертинцами они стали невольно. Джилберт пытался пристроить своих птенцов под руку Цистерцианского Ордена, но получил холодный отказ: цистерцианцы с недоверием относились к женщинам в монашеской рясе. Помимо очевидной причины, был еще одна: монахини рассматривались, как финансовая нагрузка. Тогда Джилберт организовал свой орден, взял на себя обязаности его Мастера, и добавил к уставу интересное правило: женские монашеские общины не были обязаны быть финансово эффективными, мужские общины должны были вести хозяйство общин женских, и были обязаны заботиться об обучении женщин.



В жизни Джилберта стоит рассказать еще и о том, что 1165 году он был обвинен в том, что он якобы посылал деньги Томасу Бекетту, который тогда находился в бегах. Джилберт не посылал, но публично признаваться в этом ему вовсе не хотелось из-за политических маневров, поэтому нервотрепка продолжалась до тех пор, пока сам Генрих II не встал на его сторону. В результате, перед ним мило извинились и подтвердили все привилегии его Ордена. К моменту смерти Джилберта, в ордене джилбертинцев было около 1500 человек и 16 общин.



Пошло ли все, как по маслу? Вовсе нет. В 1166 году одна из монахинь в общине Ваттон, Йоркшир, оказалась беременной (по другим данным это была не монахиня, а девица, отданная в монастырь на воспитание и обучение). Любовником ее был монах той же общины. Развязка истории настолько жуткая, что у человека современного вызывает шок: другие монахини силой принудили грешницу кастрировать любовника. Надо сказать, это было стандартное наказание в Англии за изнасилование. У несчастной случился выкидыш, в связи с чем довольный разрешением скандала аббат общины написал, что «Бог проявил милость к несчастной, разрешив ее от позора».

Примерно в это же время монахи-мужчины подали жалобу папе на то, как им тяжело живется, и одним из аргументов было присутствие женщин, наводящее на грешные мысли. Английским прелатам пришлось доказывать папе, что в действительности в джилбертинских монашеских общинах женщины и мужчины вовсе не живут бок о бок.

Было приключение и у самого Джилберта, в которого влюбилась одна из монахинь. Решительный норманн выбрал довольно нестандартный способ ввести ее и других в разум: он вышел перед ними в абсолютно голом виде и распятием в руках, напоминая им, на любви к кому из них двоих они должны сосредоточить свои помыслы. Напомню, что телесно он вовсе не был Адонисом.

Всё это зарисовки, показывающие, как сложно было существовать женским монашеским общинам в принципе. Но факт остается фактом: в 12-м веке в Англии девы различных сословий, можно сказать, валом повалили в монастыри. Почему?
Метки:

  • 1
А что витало в воздухе в те времена? Не ожидался ли какой конец света, вызвавший всплеск религиозности?
Каковы были условия жизни в монастырях, границы свободы по сранению с родительским домом, вход и выход обратно? Чем занимались проезжающие мимо рыцари на белых конях? Мог ли быть роман между монахиней и рыцарем с последующим замужеством и переходом в другой социальный статус? Для юной девы в монастырской жизни должен был быть так же некий романтизм, популярность такого образа жизни... Много причин может быть, в общем.:)

Причин было много, это так. Но здесь, помимо чисто карьеризма, была и очень средневековая особинка мышления.

Может потому, что никто не хотел умереть родами, и при этом желал обеспеченную старость?

Да нет, все сложнее и проще одновременно.

Re: Почему?

Хорошее образование, обычно недоступное женщинам?

И это тоже. Но еще и надежда занять одно из центральных мест в обществе того времени. Надежда, что именно данная дева окажется избранной, с которой будет говорить Бог. Как и теперь, многим было тесно в предопределенной рождением и полом канве.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account